Армения платит дорогую цену за членство в Таможенном Союзе
Президент России Владимир Путин прибудет 2 декабря в Ереван по приглашению Сержа Саргсяна. Об этом на днях в беседе с корреспондентом News.am сообщил председатель Союза армян России Ара Абрамян. Он сообщил также, что по инициативе администраций президентов Армении и России в эти дни в СКК им. Карена Демирчяна будет организован бизнес-форум, в котором примут участие президенты РА и РФ, а также представители ряда российских и армянских предприятий, эксперты и предприниматели, будет проведена большая работа, подписан ряд соглашений.
Наконец-то состоится столь долгожданная и не раз откладываемая встреча. И если Путин действительно прибудет в Армению 2 декабря, то этот день очень уж символичен. В результате последнего государственного акта независимой Армянской республики 2 декабря 1920 года между РА и Советской Россией было заключено соглашение, по которому правительство РА, фактически, отказывалось от власти. Как видно, власти РА готовятся к визиту Путина достойным образом. Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко после встречи 6 ноября с премьер-министром Тиграном Саркисяном заявил, что подписан меморандум о взаимодействии между Арменией и Евразийской экономической комиссией, и таким образом выполнено решение президентов Армении, России, Беларуси и Казахстана. Этот меморандум обеспечивает вовлечение всех систем Армении в процессы ТС, начиная с самого высокого – Евразийского экономического совета, и заканчивая Европейской экономической комиссией. Согласно Христенко, в этот день была проведена плодотворная работа, направленная на создание дорожной карты Армении по присоединению к Таможенному союзу и единому экономическому пространству.
Читайте также
В ответ на вопрос, касающийся Нагорно-Карабахской проблемы в контексте ТС, Христенко сказал, что в этом вопросе есть специальные форматы, особые специалисты, которые ищут пути решения: «С моей точки зрения, нынешняя ситуация не является препятствием для осуществления программ Армении. И осуществление этих программ ни в коем случае не усложнит, наоборот, улучшит ситуацию вокруг Карабаха». О каких «специальных форматах» идет речь, поиске каких «путей решения», он не уточнил.
Что касается премьер-министра РА, то он заметил, что основная задача, поставленная перед РА, заключается в оценке объема тех работ, которые предстоит осуществить, чтобы стать полноправным членом ТС и единого экономического пространства. Премьер-министр, однако, признался, что неприсоединение к инициированному союзу могло бы воспрепятствовать российско-армянском стратегическим отношениям, в том числе и в ОДКБ.
Таможенный союз – «окно новых возможностей» для экономики Армении, заявил премьер-министр в интервью, данном украинской газете «Сегодня». «Длительные переговоры и исследования, думаю, увенчались успехом, – сказал Т. Саркисян и добавил, – Россия является нашим основным торговым партнером и инвестором, и очевидно, что изоляция от интеграционных процессов на евразийском пространстве приведет к потере конкурентоспособности».
Однако, примечательно то, что одновременно премьер-министр констатировал, что кроме ожидаемых преимуществ есть и явные опасности: «Размеры ставок Таможенного союза превышают более чем в два раза наши таможенные пошлины – с третьими странами. Мы столкнемся с определенными трудностями, однако мы видим, что в целом Армения выигрывает от членства в ТС и нахождения в едином экономическом пространстве».
Что выгадает Армения от членства в ТС, конечно, дело будущего. Однако примечательно то, что в эти дни не даются четкие ответы на ряд вопросов. ТС предполагает единые таможенные пошлины и процедуры для третьих стран, и если РА становится членом ТС, то, значит, лишается возможности самостоятельно регулировать условия торговли со странами, не входящими в ТС. Вообще, насколько это исходит из Конституции РА? Конституция РА не предусматривает, что какая-то надгосударственная структура может устанавливать нормы для нашей страны, например, в таможенных вопросах, а Армения будет обязана подчиняться решениям этого надгосударственного органа. Наконец, решения надгосударственного органа в рамках ТС могут противоречить Конституции нашей страны – как будут регулироваться эти проблемы? И, самое главное – в основе всего этого стоит вопрос суверенитета государств. Следующее. Если Армения начнет применять единые таможенные пошлины для третьих стран, то чего следует ожидать в случае с Карабахом? Повысит ли Армения таможенные пошлины на ввозимые из Нагорного Карабаха товары, или Нагорный Карабах будет включен в Таможенный союз?
Или вопрос грузинских товаров. Грузия не намерена вступать в ТС, следовательно, будут повышены таможенные пошлины и на ввозимые из этой страны товары, а Грузия, вероятно, предпримет свои шаги, например, повысит таможенные пошлины на товары ввозимые в эту страну из Армении. Одним словом, целый ряд вопросов без ответов…
Получается, что для вхождения в ТС Армения платит довольно дорогую цену. Во имя чего?.. Вот в чем вопрос. Учитывая то обстоятельство, что для визита в Армению Путин выбрал такой символический день – 2 декабря, то и цена довольно красноречиво говорит за себя…
Эмма ГАБРИЕЛЯН