Так комментируют жители общины борьбу за должность мэра Арарата. В это воскресенье состоятся внеочередные выборы главы общины города Арарат. Напомним, что после смерти Абрама Бабаяна, городом временно руководит его заместитель Хачик Мнацаканян. Борьбу за должность руководителя общины ведет Айк Айкян, получивший «добро» от РПА и новоназначенного губернатора Араратской области Арамаиса Григоряна, и выдвинутый от партии «Процветающая Армения» начальник производства завода «Араратцемент» Самвел Барсегян. Айкян баллотируется в третий раз, предыдущие два раза он потерпел поражение, а Барсегян вступил в борьбу впервые.
Опрошенные газетой «Аравот» араратцы высказались о двух кандидатах в целом положительно, но с уверенностью говорят: «Эта борьба не между Айком и Самвелом, а между Гаго и братьями Григорян». Напомним, что и лидер ППА Гагик Царукян, и губернатор Араратской области Арамаис Григорян считают победу в этой общине необходимой, так как это усилит их позиции в этом регионе. Араратцы это хорошо понимают и на кандидатов смотрят и оценивают по степени их покровительства.
Предвыборная атмосфера в Арарате крайне напряженная, люди боятся говорить, отвечать на вопросы, в ответ на все вопросы повторяют, что все очень хорошо, жизнь проходит весело, проблем нет. Один старик задал безобидный вопрос: «Доченька, ты шпион из какой команды?». И только после подробных расспросов, когда уже убеждаются, что задающий им вопросы является журналистом, и они могут не называть своих имен, только тогда начинают «заливаться как соловьи», сначала о тяжелом социальном положении, безработице, несвоевременной выдаче пенсий, обещаниях, которые дали премьер-министр и власти, но не выполнили, и только в конце о выборах мэра.
В целом, араратцы не связывают больших надежд ни с одним из кандидатов, отмечая, что все они беспокоятся только о своих должностях и собственном благосостоянии. Один из них даже пошутил: «Какая разница для ягненка, кто его съест – человек или волк?». А пожилого араратца по имени Мирза, например, возмущает то, что в городе нет общественных туалетов, что водители прибывающих из столицы автобусов не знают, где им справлять нужду. Его возмущает также то, что в центре города уже 30 лет стоит недостроенное здание, так как в этом здании должна была получить квартиру и его семья. Мой собеседник сказал также, что недавно к нему подошли и потребовали паспорт, предложив взамен деньги, но он отказался: «Если снова будет за деньги, этот мир не изменится». Дед Мирза не сказал, за кого из кандидатов ему предлагали деньги, а быстро сменил тему разговора и выразил недовольство властями, что не ценят его дар – врожденную способность лечить людей своим энергетическим полем. Одна женщина так выразила свое возмущение: «Сколько в Армении есть полицейских, все съехались в Арарат. Зачем, что тут случилось? В гражданской одежде шпионят за всеми, фотографируют всех, кто заходит- выходит в штаб ППА. Для чего фотографируют? У меня молодые сыновья, у них друзья в обеих командах. И я боюсь за них, как бы не состряпали чего-нибудь против них. Дали бы нам, наконец, один раз сделать свой выбор. Каждый раз выставляют перед нами одного кандидата, говорят – этот, или должны выбрать, или останетесь без работы». Критика женщины была явно направлена в адрес РПА, так как, согласно ей, давлению в основном подвергаются те, кто поддерживают кандидата от ППА. Один из опрошенных, молодой человек, не колеблясь сказал, что будет голосовать за «Гагика». Называя имя лидера ППА, он имел в виду кандидата от ППА Самвела Барсегяна: «Вчера здесь собравшиеся парни говорили, что Гаго все, что говорит – делает, мы ему верим. Потом, почему братья (в Арарате говоря «братья», подразумевают губернаторскую семью Григорянов) должны приезжать откуда-то и руководить нами. Айк неплохой парень, но им будут руководить Григоряны. Почему? В Арарате нет людей? В их деревне тоже поступили плохо в отношении сельского старосты, народ еще более разочаровался. Хотят всю область подчинить себе, это их задача, а так – что они сделали до сих пор, чтобы что-то делать сейчас? Многие будут голосовать за Самвела, но вслух не говорят». По поводу предвыборных взяток мой собеседник сказал: «На данный момент мой паспорт при мне, пока не просили, если попросят – отдам, деньги возьму у обоих, а что в этом такого, но голосовать будут за того, за кого хочу. Это раньше было, кто деньги давал, хотим или не хотим, от страха его и выбирали, сейчас такого нет».
Читайте также
А еще один мужчина, возмущенный против ППА, сказал: «Я уважаю мою мэрию, но ничего хорошего сказать не могу. Я был единственным кузнецом города, мой отец тоже был кузнецом, я много чего сделал для города. Во время Арама Саркисяна я перешел на нижний завод, поэтому мне это припомнили и на работу не приняли. Самвел Барсегян был начальником моего цеха, но меня на работу не принял, поступил со мной плохо, я его выбирать не буду. Где это видано, чтобы ремесленника, кузнеца превращали в сборщика помидоров. Пусть сами пойдут и выполняют такую работу».
В центре города, возле памятника Вазгену Саркисяну собрались 9-10 человек и воодушевленно аплодировали танцующим на сцене детям. Выяснилось, что выступают воспитанники музыкальной школы. Организатор мероприятия, Рипсик, на мой вопрос, что это за концерт, восторженно ответила, что отмечается день города, и сказала, что празднование уже идет несколько дней и будет длиться до воскресенья. Интересно то, что праздник города в столице Армении длится всего один-два дня, а в таком небольшом городке как Арарат празднование растянулось более чем на десять дней, и при этом, по «счастливой случайности», совпало с предвыборными днями. Напомним, что штаб Самвела Барсегяна обратился в мэрию за разрешением провести встречи с избирателями, однако мэрия ответила отказом, мотивируя тем, что проводятся мероприятия. Отметим, что врио мэра Хачик Мнацаканян под своим отказом на заявлении подписался – мэр Арарата. Сидящая на соседней скамейке среди пожилых людей женщина по имени Забел начала рассказывать, какие здесь бывают хорошие мероприятия в день по нескольку раз, ей был даже известен график концертов детских садов – кто когда выступал или должен будет выступить. Она была очень воодушевлена этими «веселыми» концертами, но как она призналась суть позже – у нее улучшилась продажа семечек.
«Аравот» попыталась поговорить также с кандидатами в мэры. Член ППА Самвел Барсегян заявил, что в партии ему сказали, чтобы он сам на вопросы журналистов не отвечал, и они переадресовывали свои вопросы депутату НС РА Наире Зограбян. И кандидат уважил требование партии. В отличии от Барсегяна, Айкяну не было запрещено общаться с журналистами. Царящую в городе предвыборную ситуацию он расценил как очень спокойную: «Нет никакой напряженности, обычная предвыборная ситуация, все мы работаем над тем, чтобы заполучить голоса жителей, проводим дворовые встречи».
Сведения об увольнении с работы членов его команды Айкян подтвердил и сказал, что с работы на Цементном заводе уволены около 14 человек, уволенным, по словам Айкяна, примерно 40-50 лет и они вовсе не пенсионного возраста, как об этом утверждают в штабе ППА. А по поводу предвыборных взяток кандидат в мэры Айкян сделал примечательное заявление, что «более нескольких десятков лет в Арарате предвыборных взяток не было и не будет». В то время как опрошенные араратцы самые астрономические суммы взяток связывали именно с именем Айкяна, когда братья Григоряны не жалели денег и вступили в денежную борьбу с бывшим мэром Абрамом Бабаянои, поддерживаемого бывшим губернатором Аликом Саркисяном. И сегодня тоже у араратцев есть большие денежные ожидания от обоих кандидатов, хотя они заверяют, что при голосовании будут руководствоваться не деньгами, а умом.
Наира ВАНЯН