Собеседник газеты «Аравот« – бывший заместитель министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики, председатель Общественного совета внешней политики и безопасности НКР Масис Маилян
— После двухлетнего перерыва на днях в Вене состоялась встреча Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева. Известно, что 5-6 декабря сопредседатели Минской группы ОБСЕ должны организовать в Киеве рабочие встречи министров иностранных дел. Кроме того, они планируют посетить регион до конца года. Господин Маилян, можем ли мы констатировать, что переговорный процесс по проблеме НК наконец-то сдвинулся с места, или передышка не могла больше продолжаться?
— После Сочинской встречи президентов Армении и Азербайджана, состоявщейся в январе 2012 года, переговорный процесс по Карабаху вошел в пассивную фазу. Такая ситуция была обусловлена тем, что 2012-й и 2013-ые годы были электоральными как для стран-посредников, так и для Армении, Нагорного Карабаха и Армении.
Читайте также
На этой неделе, после почти двухлетнего перерыва, состоялась встреча президентов Армении и Азербайджана. В итоговом заявлении сопредседателей МГ ОБСЕ отмечено, что «президенты согласились придать импульс дальнейшим переговорам, направленным на достижение мирного урегулирования, и поручили своим министрам иностранных дел вместе с сопредседателями продолжить работу на основе того, что было сделано ранее, с целью интенсификации мирного процесса. Они договорились вновь встретиться в последующие месяцы».
Таким образом, можно ожидать, что после решения внутриполитических задач, страны-сопредседатели и конфликтующие стороны будут более активно заниматься вопросом карабахского урегулирования.
Определенную активность могут проявить общества конфликтующих сторон. Новоназаченный американский сопредседатель Джеймс Уорлик высказался в пользу важности реализации мер по укреплению доверия и безопасности. Он отметил, что можно обновить усилия по всем видам программ «Track II».
— Не секрет, что на различных этапах переговорного процесса официальный Баку выдвигает новые требования. Считаете ли Вы возможным, что после двухлетнего перерыва власти Азербайджана выступят с новыми требованиями?
— Нельзя исключить такое развитие событий, поскольку после президентских выборов в Азербайджане, люди, отвечающие за внешнюю политику этой страны сохранили свои посты.
— Командир дислоцированной на территории Гюмри 102-ой российской военной базы полковник Андрей Рузинский недавно заявил, что если Азербайджан начнет военные действия против Нагорного Карабаха, военная база может вступить в вооруженный конфликт. Как отнеслись в Карабахе к этому заявлению российского командира? Там тоже считают, что гарантом безопасности Карабаха является РФ?
— Считаю “нестандартным” недавнее заявление командира 102-ой базы Южного военного округа Вооружённых Сил Российской Федерации о том, что в случае принятия решения руководством Азербайджана по восстановлению юрисдикции над Нагорным Карабахом силовым путём военная база может вступить в вооружённый конфликт в соответствии с договорными обязательствами Российской Федерации в рамках Организации Договора о коллективной безопасности.
Еще рано говорить об изменении политики России и ОДКБ по части обеспечения военной безопасности НКР, пока слова командира базы не получат публичного подтверждения со стороны высшего руководства РФ.
Что касается безопасности Арцаха, то единственной страной, гарантирующей безопасность и независимость НКР является Республика Армения.
— Старший помощник генерального секретаря ОДКБ, генерал-майор Владимир Никишин в интервью радио «Свобода« высказал мнение о том, что ОДКБ не может вступать в противоречие с какой-либо постсоветской страной. «Что касается нашей работы, то с одной стороны Армения наш союзник, но с другой стороны – наш партнер. Мы не можем де—факто или даже де—юре вступать в какие-то противоречия с бывшими республиками СССР. Более того, если мы будем подобным образом, посредством продажи военной техники находиться в такой связи с государствами, мы можем в какой-то степени влиять и на разворот политики, причем влиять эффективно и мирными средствами«,- сказал Никишин. Господин Маилян, на Ваш взгляд, может ли измениться политика РФ в вопросе урегулирования карабахского конфликта или будет сохранен статус-кво?
— Слова генерала Никишина подтверждают, что политика России последнего периода не претерпела изменений. Кремль не хотел бы оказаться в весьма неудобной ситуации, при которой ему придется делать выбор между Арменией и Азербайджаном.
Эмма ГАБРИЕЛЯН