Предоставление Армении со стороны Всемирного банка новой финансовой помощи в размере 843 миллионов долларов, о чем недавно объявили представители банка, по мнению члена Армянского национального конгресса (АНК), экономиста Ваагна Хачатряна, не поддержка, а спонсирование коррупции в Армении. Экономист пришел к этому убеждению, изучая многолетнюю деятельность Всемирного банка (ВБ) в Армении. В последние годы, как утверждает Ваагн Хачатрян, ВБ проявляет своего рода равнодушие и тщательно не проверяет, служат ли своей цели предоставленные суммы, или как они расходуются.
Сравнивая работу Всемирного банка в 90-х годах и в последние годы, Ваагн Хачатрян отметил, что эта структура и даже Международный валютный фонд уронили свой авторитет, и дают необъективные оценки.
«В 1990-х работа Всемирного банка и МВФ, можно сказать, была безупречной. Противники всегда давали отрицательные оценки, например, что их основная работа направлена на то, чтобы в Армении не возрастал промышленный капитал, а в основном развивались структуры, сфера обслуживания и торговля, и хотя это был субъективный подход, но была критика. На самом же деле тогда ими была поставлена задача по созданию в Армении новых институтов для нового общественного строя. После 2005 года, основываясь на их годовых и текущих отчетах, они дают либо необъективные оценки, либо не владеют ситуацией», – сказал в беседе с «Аравот» экономист Ваагн Хачатрян. Хотя при этом господин Хачатрян серьезно сомневается, что Всемирный банк не владеет ситуацией, и поднимает вопрос также и с другой стороны: «Шаги, которые должны быть предложены властям Армении, не делаются, и они никаким образом не хотят влиять на выполнение этих шагов, тогда как у них есть для этого рычаги, могут провести аудит».
На вопрос «Аравот», почему тогда Всемирный банк поступает таким образом и предоставляет новый кредит, г-н Хачатрян ответил: «Кредиты Всемирного банка предназначены для решения проблем в конкретных сферах, но когда эти проблемы не решаются, можно сделать один вывод, во Всемирном банке через эти программы действует политический контекст, а также вопрос собственного имиджа – они каким-то образом должны оправдать свою деятельность в Армении, которая потерпела неудачу. Скажем, снова предоставляются деньги для борьбы с коррупцией. Если система правосудия не установилась, и если граждане Армении или бизнесмены не защищены от вмешательства государства, не все равны перед законом, то эти их оценки и новые кредиты я понять не могу. Говорят, что упрощен процесс регистрации бизнеса, снизились коррупционные риски, а главным является не быстрая регистрация, а то, в каких условиях они работают. В итоге мы видим, что удельный вес малых и средних предприятий сокращается, малых предприятий не хватает, средний класс не формируется, богатые становятся еще богаче, бедные становятся еще беднее, а дела приближенных к властям и олигархии улучшаются, то есть, никакого прогресса нет, но деньги даются снова».
Читайте также
По поводу программы стратегии Банка на 2014-2017 гг. член АНК высказал мнение, что это всего лишь набор слов, и она не внушает доверия. «Под эгидой стратегии Армении будет оказана поддержка, которая будет направлена на обеспечение конкуренции и создание рабочих мест, для облегчения ведения бизнеса, экспорта и содействия развитию туризма, путем улучшения доступности финансирования для малых и средних предприятий», – написано в программе ВБ. «Это мне ни о чем не говорит, это было и раньше, я уверен, что и раньше тоже все это не было выполнено. Написано – документ основывается на стратегии развития Армении до 2025 года: это большой блеф. Не может сегодняшняя Республика Армения делать прогнозы до 25-го года, даже при всех своих благих пожеланиях и использовании всех свои возможностей. ВБ говорит – улучшение производительности в сфере сельского хозяйства, что может привести к еще большему экономическому росту, что приведет к общему благосостоянию и еще более быстрому снижению бедности. Значит, если бы это не было написано, разве мы не знаем, что с улучшением производительности обеспечивается рост экономики? Какое великое открытие! Я уверяю, что в сфере сельского хозяйства ничего нет. Если разделить валовой продукт этой сферы и занятость в сельском хозяйстве, получается смехотворная цифра: продукции приблизительно на 780 миллиардов драмов, при занятости 450 тысяч человек». В той же стратегии написано – будет оказано содействие улучшению антикоррупционных мероприятий, предпринимаемых в сфере управления и общественных услуг, стратегия окажет помощь в пересмотре имеющихся антикооррупционных действий, поможет улучшить эффективность общественного администрирования и углубить реформы в управлении государственными финансами. По этому поводу господин Хачатрян высказал недоумение: «На самом же деле у нас коррупция еще более углубляется, и эти реформы в управлении финансами – этого я не понимаю, что это такое. Если даже укажут на госзакупки или изучат их, то увидят фантастические коррупционные риски. Например, их помощь в 100 миллионов драмов предусматривалась для работ по информированию о программе накопительских пенсий. Спрашиваю теперь – общество в курсе? Конечно, нет. В этой системе коррупция находится на передовых позициях, значит, цель – коррупция, а не улучшение производительности и т.д. И, значит, никакая такая финансовая программа не может способствовать тому, о чем они говорят».
Почему Всемирный банк не следит за судьбой предоставленных денег? Может, по той причине, что это кредит, и они все равно получат свою прибыль? На это наше замечание господин Хачатрян сказал, что им выгодно, чтобы Армения была коррумпированной, чтобы легче нас контролировать и оказывать на нас влияние: «Венгрия потребовала закрыть офис ВБ, обвинили – даете кредиты, потом эти суммы получите обратно за счет налогоплательщиков, а вас не интересует, каковы результаты этого финансирования? Фактически, в случае с Арменией опять-таки не интересует, они все равно остаются хозяевами получаемых обратно денег».
Нелли БАБАЯН