На вопросы Aravot.am отвечает Начальник Института национальных стратегических исследований Минобороны РА, доктор политических наук (РФ), научный эксперт по контртерроризму (США), член Научно-экспертного совета ОДКБ, генерал-майор Гайк Саргисович Котанджян.
— Гайк Саргисович, Вы недавно вернулись из Бухареста. Как бы Вы охарактеризовали проведенную в Румынии Конференцию Гарвардской Программы безопасности Черноморского бассейна?
Г.К.: Конференция была организована упомянутой Вами Гарвардской Программой совместно со Службой национальной разведки Румынии по теме “Международное сотрудничество в Черноморском регионе в прошедшие и будущие 20 лет” с участием специалистов из 11 государств, в том числе из стран региона, к сожалению, – за исключением России. По договоренности с Гарвардом в последующие годы данный Форум будет вести Служба национальной разведки Румынии.
— С учетом возобновления переговоров по Карабахскому урегулированию между президентами Армении и Азербайджана, а также их министрами иностранных дел, каким-либо образом Карабахская проблема затрагивалась на Конференции?
Читайте также
Г.К.: До Форума турецкой и азербайджанской сторонами по итогам возобновленных встреч в Вене и Киеве были сделаны заявления о том, что основой для конструктивных переговоров по разрешению Карабахского конфликта мог бы стать вывод войск РА из Нагорного Карабаха, которые, как известно, гарантируют безопасность населения НКР. В условиях навязанной Азербайджаном интенсивной гонки вооружений с наращиванием наступательных вооружений и милитаристской риторики данное предложение, лишающее население НКР военных гарантий его физической безопасности, выглядит как преднамеренное повышение азербайджанской и турецкой сторонами политических ставок с целью подрыва перевода переговорного процесса в конструктивную фазу. Исходя из этого и была в моем докладе затронута Карабахская проблема. Мною было предложено сторонам конфликта, а именно – АзР, НКР и РА, начать перевод переговоров между сторонами конфликта в конструктивное русло со взаимного признания Азербайджанской Республики и Нагорно-Карабахской Республики.
Ниже Aravot.am приводит текст доклада доктора Гайка Котанджяна на Гарвардской Конференции по безопасности Черноморского бассейна.
ДИАЛОГ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ В БОЛЬШОМ ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ
Уважаемый г-н Председатель!
Дорогие коллеги!
Хочу выразить благодарность за приглашение принять участие в XII международной Конференции Гарвардской программы по Черноморской безопасности, который объединил ведущих экспертов по динамике региональной безопасности для обмена мнениями и обсуждения вероятных сценариев развития Большого Черноморского региона на ближайшие 20 лет.
Уверен, что основным путем достижения большей стабильности и безопасности в регионе является продвижение интеграции и диалога между государствами региона, как и центрами силы, вовлеченными в геополитику Черноморского региона. Диалог и интеграция являются также основопологающими принципами внешней политики Армении. После обретения независимости в 1991 г. наше государство в своей внешней политике активно осуществляет принцип взаимодополняемости, развивая стратегические союзнические отношения с Россией и продвигая партнерство с западными центрами силы, в том числе – с США, ЕС, НАТО. Армения является членом–учредителем Организации Договора о коллективной безопасности и одновременно налаживает тесные отношения с НАТО, участвуя в миротворческих операциях Альянса в Ираке, Косово, а в настоящее время и в Афганистане и осуществляя оборонно-безопасностные реформы, предусмотренные по ПДИП Армения – НАТО[1].
Диалог и интеграция служили также ключевым стимулом для активного вовлечения Армении в программу Восточного партнерства Евросоюза с одновременными переговорами о возможном подписании Договора об ассоциированном членстве. Параллельно с этим Армения проводила консультации с Россией по вопросу присоединения к Tаможенному союзу. В сентябре 2013 года Армения приняла прагматически выверенное решение о вступлении в Таможенный союз, в значительной степени продиктованное военно-безопасностными реалиями на Южном Кавказе[2]. Вместе с тем Армения продолжает конструктивное сотрудничество с ЕС в целях развития отношений в различных сферах, представляющих взаимный интерес.
Одним из препятствий для более безопасного и стабильного развития Черноморского региона являются неразрешенность Карабахского конфликта и вероятность возобновления военных действий со стороны соседнего государства в отношении Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики. Как известно, Нагорно-Карабахская Республика была создана средствами прямой демократии путем проведения в соответствии с советским законодательством времен Перестройки законосообразного референдума в процессе распада Советского Союза – до подписания Алма-Атинской декларации о роспуске СССР[3]. Хотя армянская сторона включила в избирательные списки и азербайджанское меньшинство, однако Бакинские власти дали указание азербайджанскому электорату бойкотировать референдум. К сожалению, демократический путь легального создания Нагорно-Карабахского государства посредством референдума не стал для азербайджанской и армянской сторон основой для мирного и справедливого решения Карабахского конфликта. Вместо этого Азербайджан предпринял агрессию против легитимно образованного государства и развязал кровопролитную войну, унесшую жизни 25000 человек[4].
После заключения соглашения о прекращении огня в 1994 г. и Армения, и Нагорно-Карабахская Республика по-заинтересованному поддерживают мирный процесс под эгидой МГ ОБСЕ. Усилия Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики направлены на укрепления доверия, поскольку именно взаимное доверие является ключом к установлению длительного мира и стабильности между Республикой Армения, Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджанской Республикой. Между тем действия соседнего государства до последних переговоров лидеров Республики Армения и Азербайджанской Республики публично разрушали любую основу для создания взаимного доверия.
Хочется верить, что последняя встреча президентов Армении и Азербайджана в Вене является многообещающим сигналом к возобновлению мирного процесса[5]. Тем не менее следует отметить, что успех данного этапа переговоров зависит от способности руководства Азербайджана признать реальности и отказаться от политики диктата в отношении Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики.
Многоуважаемые международные посредники, вовлеченные в процесс разрешения конфликта, должны трезво учитывать то обстоятельство, что Карабахский конфликт не был разрешен, поскольку Азербайджан не признает право Нагорно-Карабахской Республики на существование. Вооруженный этап Карабахского конфликта начался в результате попытки Азербайджана уничтожить легитимно самоопределившуюся Нагорно-Карабахскую Республику, сопровождавшейся угрозой повторения геноцида. Призыв Минской группы ОБСЕ к повороту переговоров по разрешению Карабахского конфликта к конструктивному диалогу предполагает возвращение Нагорно-Карабахской Республики в переговорный процесс как стороны конфликта – наряду с Арменией и Азербайджаном. Основой для мирного решения Карабахского конфликта в трехмерном формате переговоров Армения – Нагорно-Карабахская Республика – Азербайджан под эгидой Минской группы ОБСЕ должно стать – как в случае Палестино-Израильского конфликта – взаимное признание главных сторон противостояния: Азербайджанской Республики и Нагорно-Карабахской Республики.
Рассчитывая на продуктивный поворот переговорного процесса, следует быть уверенным, что только взаимное признание обеспечит стабильность и долговременный мир на Южном Кавказе, который в качестве составляющего Большого Черноморского региона внесет свой вклад во всеобщую стабильность и безопасность региона. Другим базисом для разрешения Карабахского конфликта должны стать международно поддержанные гарантии безопасности для Нагорно-Карабахской Республики, выработанные в процессе переговоров.
В заключение, я бы хотел поделиться опытом Института национальных стратегических исследований Армений по продвижению диалога и интеграции путем организации Стратегических политических форумов[6] с участием ведущих организаций государств–участников ОДКБ, а также с привлечением наших испытанных западных партнеров, таких, как Гарвардский и Оксфордский университеты, Национальный университет обороны США, Чатам-хаус, Стамбульского Университета Кадыр Хас, Иерусалимский университет и т. д. Эти форумы дают возможность в академическом формате обсуждать различные подходы к решению сложных безопасностных проблем в регионе и за его пределами. Следующий Стратегический политический форум намечается в мае 2014 г. и может сформировать академическую платформу для экспертов и разработчиков политики для обсуждения вызовов, как и возможностей Большого Черноморского региона.
[1] Генерал Гайк Котанджян: О стратегических ориентирах интеграционной взаимодополняемости – накануне визита президента Владимира Путина в Армению и саммитов в Вене и Вильнюсе (текст презентации начальника ИНСИ МО РА генерал-майора Гайка Котанджяна на заседании Интеграционного клуба под председательством Спикера Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Матвиенко). «Аравот», 20 Ноября 2013 г. (https://ru.aravot.am/2013/11/20/174598/).
[2] Hayk Kotanjian. Armenia’s decision on accession to the Customs Union and Entry into the formation of the Eurasian Union is due to the defense-security realities. Harvard BSSP (https://www.harvard-bssp.org/static/files/438/ENSURING%20STABILITY%20IN%20CENTRAL%20ASIA%20FOLLOWING%20COALITION%20WITHDRAWAL%20BY%20MG%20DR%20KOTANJIAN,%202003%20ARMENIA%20CTF%20%282%29.pdf).
[3] Гайк Котанджян: Министр иностранных дел правительства Нагорного Карабаха в изгнании о двадцатипятилетии карабахского национально-освободительного движения. «Ноян тапан», 25.02.2013 (https://www.nt.am/ru/news/177533/).
[4] Thomas de Waal. BlackGarden: Armenia and Azerbaijan through Peace and War, New YorkUniversity Press, 2003, p. 285.
[5] Президент Серж Саргсян провел совещание с руководящим составом министерства культуры (https://www.president.am/ru/press-release/item/2013/11/22/President-Serzh-Sargsyan-visit-Ministry-of-Culture/).
[6] Materials of the International Strategic Policy Forum “Regional Security Dynamics in the South Caucasus” (29-30 November, 2012), Yerevan, Institute for National Strategic Studies, MOD, Yerevan, 2013.