На минувшей неделе в Ереване состоялась международная конференция, посвященная проблемам безопасности и сотрудничества на Южном Кавказе. Большой отклик вызвало выступление на конференции, организованной научно-образовательным центром «Нораванк» (РА) и Центром политических технологий «ПолитКонтакт» (РФ), заместителя директора Центра стратегической конъюнктуры Михаила Чернова. Российский эксперт отметил, что между Арменией и Россией должно быть прямое автомобильное и железнодорожное сообщение.
Это заявление некоторые восприняли как угрозу войны. Aravot.am поинтересовался у Михаила Чернова, насколькуо реальны представленные им проекты прямого сообщения между РФ и Арменией. «Я говорил не о российско-армянских проектах, я говорил о российских интересах, и интересы эти фундаментальны. В чем состотит интерес? Мы все знаем, что обстановка довольно сложная и в регионе, и в мире. В силу различных факторов мир будет жестче, и разговоры и отношения между государствами буду жестче. Чтобы нормально обеспечивать безопасность Армении и безопасность российских интересов в Закавказье, с российской базы должен быть прямой, а еще лучше, желательно железнодорожный выход. Это то, в чем состоят интересы России. Что касается развития экономики Республики Армения, то у нее очень хорошие перспективы. Инвестиции на самом деле это бред, это плохо, потому что инвестиции всегда делаются в интересах капитала. А интерес – в промышленном развитии Армении, связанном в первую очередь с горнодобывающей отраслью, с гидроэнергетикой, с электроэнергетикой, и горная добыча. Какая горная добыча без автомобильной прямой связи с Россией и Евразийским союзом – Россия, Беларусь, Казахстан и, надеюсь, Армения, без железной дороги. Встает вопрос: каким образом это будет реализовано? Мы знаем, и это факт, что во всем мире и в Закавказье, на Кавказе границы будут пересматриваться, и этот процесс активно идет, и он далеко не завершен. Например, есть вопросы с правами человека. Сотни тысяч осетин были изгнаны из внутренних районов Грузии, и эту ситуацию необходимо, естественно без каких-либо силовых моментов, обсуждать, об этом необходимо говорить и к этому вопросу обязательно вернуться. Они были изгнаны из Горийского района, из Казбекского района, и это те районы, которые обеспечивают связь с российской и армянской территориями, они обеспечивают справедливость осетин, они обеспечиывают реализацию государственных интересов России по непосредственному обеспечению физического контроля за новыми перспективными транспортными коридорами».
На вопрос, как г-н Чернов видит пересмотр границ без силовых решений, наш собеседник ответил: «Во-первых, есть какие-то правовые вещи. Во-вторых, та ситуация, которая сейчас в Грузии, довольна сложная внутри, ведь вполне возможно, что понадобится какое-то участие России для того, чтобы эти вопросы решить. В-третьих, кто-то говорил, что такой сценарий подразумевает войну. Не подразумевает он войну, потому что, во-первых, сейчас нет в Закавказье таких сил, которые хотели бы и могли бы воевать с Россией без тотального разрушения своей госструктуры и своих обществ. И второе… Знаете, можно много привести примеров – скажем, освобждение Западной Украины и Западной Белоруссии в 1939-ом году. Советские войска были введены. Была ли война? Не было войны. В 41-ом году советские войска тоже были введены в Иран в силу определенных причин и договоров. Была война? А Иран намного больше чем Армения или Грузия. Войны не было. Соответственно, возможны разные варианты, но они не подразумевают военные действия, которые никому сейчас не нужны – ни России, ни Соединенным Штатам, никому».
Мелания БАРСЕГЯН
Читайте также