Последние месяцы, когда в Армении высокопоставленные должностные лица убеждали общество, что политика «и-и» приемлема для Евросоюза, и еще не было объявлено о членстве в Таможенном союзе, периодически находила место антиевропейская пропаганда. Причем, мишенью был избран, так называемый, «гендерный закон», который, согласно борцам против этого закона, служит основанием для пропаганды европейской развращенности. Проще говоря, эта антиевропейская пропаганда в основном заключается в том, что навязанный из Европы закон станет основанием для разрешения однополых браков и т.д.
В период активного обсуждения политики «и-и» и «или-или» в Армении объявился Сергей Кургинян, который представлялся как политолог. Однако не отмечалось, что господин Кургинян в России является председателем организации «Суть времени», которая выступает с антиевропейскими заявлениями, причем, покопавшись в интернете, мы выяснили, что мероприятия этой организации сопровождаются красными флагами СССР и постоянно звучащими лозунгами «До встречи в СССР-2». Другой примечательный факт – начали действовать родительские комитеты в тех постсоветских странах, которые тоже должны были сделать выбор – или Таможенный союз, или подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. Например, родительские комитеты есть в Украине, Молдове, Грузии (хотя в Грузии и Молдове деятельность этих комитетов в последнее время стала пассивней). Называется эта идеологически близкая к действующим в России родительским комитетам организация – «Всероссийское Родительское Сопротивление». Руководителем этой организации является жена Сергея Кургиняна – Мария Мамиконян. Примечательно, что на организованном в феврале 2013 года совместными силами этих двух организаций учредительном съезде присутствовал не только финский политический деятель Йоган Бекман, но даже сам президент РФ Владимир Путин. Кстати, тот же Йоган Бекман в октябре с.г. посетил Армению и подписал меморандум о сотрудничестве, на этот раз с Всеармянским родительским комитетом.
После организованной в России конференции господин Кургинян посетил и Армению. Во время состоявшихся здесь пресс-конференций он вновь подверг нападкам нынешнюю Европу. В качестве примера антиевропейской пропаганды приведем заявление, сделанное господином Кургиняном 27 мая: «Важным является также вопрос о том, куда сегодня идет Европа и какие выдвигает правила. Сегодня европейская семья является жертвой криминала. И еще вопрос, готовы ли мы войти в эту семью, или знаем ли мы, что произойдет с ней через несколько лет? Это вопрос выбора семьи европейского образца, а не обычного смешанного брака. Новая Европа не что иное, как империя, единый банк, единая валюта, единый президент. Сложилась такая ситуация, что получается, что все страны объединяет геополитический и геоэкономический капитал. И каждое государство, исходя из личных интересов, должно сориентироваться, где интересы нации».
Кроме этого, господин Кургинян постоянно отмечал, что европейские законы позволяют развращенность, однополый брак и т.д. То есть, согласно этим заявлениям, якобы, в наше общество войдут подобные европейские безнравственные ценности, если мы выберем Евросоюз, а не Таможенный союз.
Читайте также
Еще один примечательный факт: на фоне этих заявлений Кургиняна и именно в этот период появился «Всеармянский родительский комитет», который развернул борьбу «против гендерного закона» и выступил с теми же, можно сказать, «кургиняновскими» антиевропейскими заявлениями о развращенности. И вновь покопавшись в интернете, выяснилось, что все пресс-конференции и заявления комитета происходили вслед за мероприятиями действующей в России аналогичной организации. Глава «Всеармянского родительского комитета» Арман Бошян в беседе с нами сказал, что не надо искать в их деятельности политического подтекста, создание и заявления организации просто совпали с периодом принятия «гендерного закона» и активных обсуждений в обществе.
Можно сказать, что мишенью для антиевропейской пропаганды был выбран «гендерный закон», разнося то мнение, что он служит основой для распространения безнравственности. Будучи «поборником чести» армянское общество, конечно, бурно отреагировало бы на такое явление, и, естественно, распространились бы антиевропейские настроения. Однако, что на самом деле происходит в Европе, и каковыми в действительности являются европейские ценности, такой агитации вроде не было.
Только некоторые общественные организации попытались внести исправления в неправильное понимание обществом «гендерного закона», точнее – закона РА «О равных правах женщин и мужчин и обеспечении равных возможностей».
В беседе с «Аравот» господин Бошян сказал, что у них имеется связь с почти 37 действующими в мире родительскими комитетами, однако это не преследует политическую цель: есть меморандум, подписанный с организациями Украины и России и финской организацией. Финн Йоган Бекман, который бывает также в России, окажет поддержку в вопросе распространения материалов: «Я приветствую родительские комитеты всех стран, которые ведут борьбу против гендера, спасают будущее детей. Мы общаемся со всеми, передаем друг другу материалы». На наш вопрос о том, как финансируется армянский комитет, поскольку из рекламы в фейсбуке, сделанной, по крайней мере, на протяжении месяцев, можно предположить, что осуществляются огромные расходы, господин Бошян ответил, что у них полное самофинансирование, а организация, по сути, крупных расходов не делает. Господин Бошян сказал, что они ведут не антиевропейскую пропаганду, а ведут борьбу против явления «гендер».
На наш вопрос, управляет ли Россия «Всеармянским родительским комитетом», господин Бошян ответил отрицательно: «Мы начали работать в июне, наши единомышленники не соглашались, я принял единоличное решение начать движение. Я знал, что такое гендер, и давно знаю о его угрозах. Название движения кипело у меня в мыслях, я был уже знаком с комитетом, действующим в Украине, так и выбрал название. Эти легенды, что Россия– Договор об ассоциации в ЕС… а русским это разве интересно – есть тут гендер или нет его, у них есть своя военная база, танки, если захотят, решат свои вопросы».
Для того, чтобы подтвердить, что в действительности это не антиевропейская борьба, а всего лишь против гендера, господин Бошян по пунктам снова представил ужасы исходящие, по его представлению, из закона. Согласно Бошяну, в уже принятом законе «О равных правах мужчин и женщин и обеспечении равных возможностей» вообще надо изъять термин «гендер». Гендер, как сформулировано в законе – это социально закрепленное поведение, приобретенное лицами разных полов, которое, согласно комментариям Бошяна, означает, что мужчина может вести себя как женщина и наоборот: «Именно это является проявлением трансвестизма, не написано, что такого не может быть, написано – поведение любого типа, которое может приобрести человек. Гомосексуализм – приобретенное поведение. Я против того, чтобы несовершеннолетним преподавал трансвестит, а этот закон это позволяет». Одна из организаций, имеющая довольно большой опыт работы с международными экспертами, считает представления господина Бошяна о гендере дезинформацией и закон не дает никаких оснований для преподавания трансвестизма несовершеннолетнему. В беседе с «Аравот» представитель организации «Общество без насилия» Лида Минасян представила международную формулировку гендера: «В законе дается формулировка, что означает гендер и гендерное равенство. Пол относится к биологической особенности человека, а гендер – к тем восприятиям, чувствам и поведению, которые данное общество ассоциирует с биологическим полом человека (www.apa.org/pi/lgbt/resources/sexuality-definitions.pdf). Иначе говоря, гендер – социально закрепленное, то есть, принятое в обществе поведение, которое приписывают женщинам и мужчинам. В законе написано – приобретенный, потому что и мужчины, и женщины в течение жизни учатся тем моделям поведения, которые общество приписывает мужчине или женщине. Скажем, женщины учатся быть более скромными, покорными, послушными, мужчины учатся быть более грубыми, принимающими решение, сдерживающими эмоции. Что касается гендерного равенства, то это равенство прав, обязанностей и возможностей мужчин и женщин, которое проявляется в разных сферах – социальной, политической, культурной, и предполагает правовой статус. Так установлено в ряде документов ООН».
По словам г-на Бошяна в основе этого закона лежала Конвенция ООН от 1993 года, где нет слова гендер. На наш вопрос, в таком случае, откуда оно появилась в нашем законе, Бошян сказал: «Армения включила слово гендер добровольно, а причина – Армения должна быть интегрирована в Европейский Союз». По представлению г-на Бошяна, согласно Совету по правам человека ООН – гендерная идентичность является гендерной принадлежностью того или иного лица, которая может совпадать или не совпадать с биологическим полом, и может подвергаться перемене хирургическим путем и другими методами, сопровождаться изменением поведения, включая речь, одежду и манеры: «Другими словами, тем самым внедряется право менять пол, так как в законе также указывается, что в Армении доминантными являются международные нормы». По поводу представленного Бошяном этого опасного пункта закона, глава общественной организации «Общества без насилия» сказала, что в «нашем гендерном законе» о гендерной идентичности вообще нет ни слова, и судя по всему, г-н Бошян цитирует не к месту и вводит общественность в заблуждение: «Гендерная идентичность не имеет ничего общего с гендерным равенством. Нельзя распространять дезинформацию через игру слов и использовать манипуляции для введения людей в заблуждение».
Бошян считает опасной и другую, третью статью закона: «Гендерные стереотипы – стереотипные представления о любых различиях между женщинами и мужчинами в данном обществе в данный период. НПО говорят, стереотипом является, что женщина всегда должна быть на кухне, а тут написано не так, здесь написано – любое различие, то есть, разница между вами и мной является стереотипом. Если вы защищаете права мужчин и женщин, то так и пишите – мужчин и женщин. Культура и система ценностей подчеркивают и определяют стереотипы, разницу и поведение женщин и мужчин». Изучив закон, мы однако выяснили, что в статье, касающейся упомянутых господином Бошяном стереотипов, словосочетания «любое различие» даже не существует.
Что касается понятия стереотипов, то представитель НПО Нона Аручян дала иное объяснение: «Например, даже президент футбольной федерации публично заявляет, что армянская женщина не должна играть в футбол, потому что она армянка, потому что отец армянского семейства никогда не позволит своей дочери играть в футбол. И это в том случае, когда победительницами в «женских» видах спорта гордится вся нация. Закон призван бороться именно против таких стереотипов. Что касается проводимых параллелей между терминами «гендерное равенство» и «гендерная идентичность», то отвечу полушутя-полусерьезно – это то же самое, что проводить параллели между туалетной и наждачной бумагой».
Нелли БАБАЯН