Бывший министр иностранных дел НКР Арман Меликян убежден, что в ближайшие месяцы мы, как сообщество, все еще будем продолжать оставаться в беспомощном и уязвимом состоянии
– Во время визита в регион в конце 2013 года сопредседатели Минской группы заявили, что возвращение Нагорного Карабаха за стол переговоров не имеет альтернативы. До сих пор все подобные заявления делались более осторожно или с оговорками. Считаете, что в 2014 году урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта вступит в очередную активную фазу?
– Уже на протяжении многих лет говорится о неизбежной перспективе возвращения НКР за стол переговоров, но мы должны быть реалистами и понимать, что это возвращение вовсе не будет означать, что отныне урегулирование конфликта перестанет быть проблематичным. Вполне возможно, что сложится такая ситуация, когда для Арцаха единственным достойным выходом будет отказ в ответ на общее требование Армении, Азербайджана и сопредседателей о возвращении за стол переговоров.
– В рамках членства Армении в ТС активно обсуждался и вопрос Нагорного Карабаха, в частности, вопрос размещения таможенных пунктов. Бывший посол РФ в РА Вячеслав Коваленко сделал довольно примечательное заявление. На вопрос, какой статус получит Нагорный Карабах в случае вхождения Армении в Таможенный союз, присоединится ли и он к Союзу, или между Арменией и НК будет размещен пропускной пункт, посол сказал, что это зависит от Армении: «Проблема непростая, потому что Нагорный Карабах имеет самостоятельный статус. перед Арменией стоит вопрос признавать или не признавать Нагорный Карабах. Вот если Армения признает Нагорный Карабах, тогда будем вести разговоры касательно участия и Нагорного Карабаха в Таможенном союзе, а если Армения не признает, то включение Карабаха в Таможенный союз будет провокационным шагом с нашей стороны в отношении азербайджанской стороны. Здесь у России радикальная позиция, потому что она все эти годы руководствуется тем, чтобы в этом регионе царил мир». На замечание, можно ли из ответа сделать вывод, что в любом случае между двумя странами будет открыт пограничный пункт, Вячеслав Коваленко выразил уверенность, что вопрос в случае грамотного обсуждения с обеих сторон, стороны найдут решение. Как воспринимать эту позицию? Не будет ли признание НКР со стороны РА авантюрой?
Читайте также
– Давайте начнем с того, что на самом деле пока неясно, когда и на каких условиях Армения станет полноправным членом ТС. Не следует, однако, исключать возможность, что Армению попытаются обязать установить на границе с Арцахом таможенные пункты – это будет зависеть от перемен в российско-азербайджанских отношениях.
Даже в случае установления, я не думаю, что контрольно-пропускные пункты будут действовать полноценно. В то же время, их наличие даст властям Арцаха обоснованный повод задействовать соответствующие таможенные пункты и на пограничных переходах с Ираном. Региональные и стратегические интересы России требуют, чтобы Армения стала членом Таможенного союза, и западное сообщество, в свою очередь, сделало все возможное, чтобы желание России стало реальностью, и это было представлено, как минимум, добровольным решением властей Армении, в основе которого лежало, среди прочих факторов, также и схожее мировоззрение армянской и российской элит. Я говорю об этом, чтобы не оставалось иллюзий, что был иной вариант, но мы им не воспользовались из-за происков «внутренних врагов».
А теперь о высказываниях Коваленко. «Наследие» два-три раза в год пытается придать этим призывам силу закона на уровне Национального Собрания, но я нахожу, что мы нуждаемся в процессе признании НКР со стороны Армении, если желаем решить этот вопрос чисто дипломатическим и политическим путем. Другими словами, начав этот процесс, мы, по сути, создадим действующий параллельно переговорному процессу в рамках Минской группы официальный двусторонний формат, который позволит придать новое звучание и требуемый вес политическим, гуманитарным, экономическим и территориальным требованиям Арцаха.
– В нашем сложном регионе с запутанным клубком проблем, по Вашей оценке, какие вызовы ожидают Армению и НКР? И есть ли у нас вообще ресурсы для сопротивления этим вызовам?
– Проблемы весьма серьезны и больше будут связаны с внешними факторами. В нашем регионе возрастет конфликтогенность, и при внутренней слабости Армении этот процесс станет проблематичным. Ресурс для противостояния есть, и он немал, но будет проявлен только тогда, когда различные части нашего общества, которые сегодня настроены враждебно друг к другу, проложат путь к восстановлению взаимного доверия. А на самом деле это является задачей политической элиты и властей, однако я сейчас не вижу со стороны властей сильного желания решать эту проблему, и даже минимальной способности. Это означает, что, по крайней мере, в ближайшие месяцы, мы как сообщество, будем в беспомощном и уязвимом состоянии.
Нелли ГРИГОРЯН
» Нравственность есть идея свободы, как живое добро, которое в своем самосознании имеет свое знание, воление, а через его действование свою действительность, равно как самосознание имеет в нравственном бытии свою в себе и для себя сущую основу и движущую цель; нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания. … Поскольку нравственные определения составляют понятие свободы, они суть субстанциальность или всеобщая сущность индивидов, которые относятся к ним только как нечто акцидентальное. Есть ли индивид, обьективной нравственности безразлично, она одна только есть пребывающее и сила, управляющая жизнью индивидов. Поэтому нравственность представляли народам как вечную справедливость, как в себе и для себя сущих Богов, по сравнению с которыми суетные деяния индивидов остаются лишь игрою воли. … Около полутора тысяч лет назад благодаря христианству начала утверждаться свобода лица и стала, хотя и у незначительной части человеческого рода, всеобщим принципом. Что же касается свободы собственности, то она, можно сказать, лишь со вчерашнего дня получила кое-где признание в качестве принципа. … Справедливость составляет нечто великое в гражданском обществе: хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие его блеска; »
Г.Гегель Философия права М.1990г стр.118,200,201,264.