Эту встречу, во всяком случае за последние два года, можно было организовать
Состоявшийся в субботу на площади Свободы в Ереване митинг против обязательной накопительной пенсионной системы, в котором приняли участие четыре невластные парламентские силы – “Процветающая Армения”, “Наследие”, Армянский национальный конгресс и Дашнакцутюн, пробудил надежды на “консолидацию” оппозиции.
Из оппозиционных сил о важности “консолидации” давно говорит АНК. Более того, представляются факты их совместного выступления в Национальном Собрании по некоторым вопросам и регулярно звучат заверения в том, что “консолидация” по большому счету состоялась. В АНК оптимистично настроены в отношении того, что совместная борьба невластных сил против обязательной накопительной пенсионной системы перерастет в борьбу за смену власти. А на вопрос: “Процветающая Армения” тоже хочет смены власти? – в АНК посоветовали судить по выступлениям представителей этой партии. Может ли “консолидация” состояться в вопросе требования смены власти и ведутся ли переговоры? Отвечая на этот вопрос, Арман Мусинян в интервью радио “Свобода” сказал: “Сейчас я бы не стал давать конкретный комментарий, но само по себе обсуждение спектра всех вопросов и это сотрудничество составляют часть указанного Вами вопроса, и я думаю, что сотрудничество, консультации, обсуждения сегодня активны точно так же, как были активны вчера и будут еще более активны завтра”.
Между тем секретарь фракции “Процветающая Армения” Наира Зограбян заявила, что “ПА” эту тему не обсуждала. На вопрос, ставит ли сейчас “ПА” цель добиться смены власти, Н.Зограбян сказала: “Этот вопрос “Процветающая Армения” не обсуждала. Сегодня наша общая повестка включает вопросы, которые мы поднимаем вместе. Повторяю, искусственно опережать события и говорить о шагах, которые пока не обсуждались, не в правилах “Процветающей Армении”.
Читайте также
Что мешает встрече и переговорам тет-а-тет Левона Тер-Петросяна и Гагика Царукяна? Это тот вопрос, в основе которого лежит, пожалуй, реальный, своободный диалог между ППА и АНК. Можно, конечно, сослаться на то, что в данный момент консультации между политическими силами ведутся на этом уровне, и хотя на уровне руководителей партий подобных консультаций пока не было, однако в будущем они возможны. Если партия должна считаться оппозиционной, более того, стремящейся к смене власти по выступлениям представителей политических сил, то в новой независимой Армении недостатка в “оппозиции” никогда не было.
Из появляющихся время от времени в прессе публикаций об отъездах и приездах Сержа Саргсяна мы узнаем о том, что в аэропорту “Звартноц” Сержа Саргсяна встречал и провожал лидер ППА Гагик Царукян. В таких случаях из ППА сразу напоминают, что Гагик Царукян является членом Совета безопасности, и это входит в рамки полномочий членов СБ. А во время традиционного мероприятия в конце года с участием представителей спортивного мира, в котором участвовал также Роберт Кочарян, президент НОКА Гагик Царукян подарил Кочаряну и Сержу Саргсяну скульптуры коня, после чего, стоя, торжественно поднял тост за Сержа Саргсяна.
Можно представить тысячи аналитических суждений, комментариев, чтобы в конце концов понять, ППА – это оппозиция, или может ли стать оппозицией и является ли переход от “альтернативы” к власти деятельностью истинного оппозиционера? Возможно также, что Царукян ведет настолько хитрую игру, что простым смертным трудно “просчитать” его шаги. Более того, может, ему удается убедить Сержа Саргсяна в том, что ППА – не оппозиция, однако в переговорах с АНК представителям “Процветающей Армении” удается доказать, что они – настоящая оппозиция.
На состоявшейся в мае прошлого года церемонии освящения церкви сурб Ованнес Мкртич в Абовяне Гагик Царукян, отвечая на вопрос журналистов, станет ли “Процветающая Армения” оппозицией, четко заявил: “ПА” не может стать оппозицией, поскольку три-четыре оппозиционные партии уже имеются. “ПА” поддерживает то, что приносит пользу и что выгодно народу. Мы действуем и будем продолжать действовать по этому принципу”.
Что препятствует встрече Тер-Петросян-Гагик Царукян? Организовать эту встречу, во всяком случае за последние два года, было бы можно, имей Царукян такое желание. Однако создается впечатление, что Царукян избегает переговоров и встреч в подобном формате. Поступать так у него, наверное, есть свои причины, в чем в Армянском национальном конгрессе, по всей видимости, не хотят признаться.
Эмма ГАБРИЕЛЯН