Чем завершится противостояние власти и оппозиционно настроенной многотысячной массы в Киеве и других городах Украины? Как любят говорить политологи – время покажет. Очень возможно, что Януковичу удастся при политической, и, скажем прямо, силовой поддержке России подавить восстание. Не исключено также, что между оппозицией и властью будут достигнуты определенные договоренности. Но в плане исторической перспективы, мне кажется, что управление своей и чужой страной силовыми методами обречено.
Все народы прошли этот «силовой» путь – европейцы, американцы, китайцы. Никто своим «менталитетом» не лучше русских, украинцев, армян или белорусов. Просто некоторые вовремя поняли, что этот путь неэффективен. Более 10 лет назад Владимир Войнович, не приняв политические взгляды Александра Солженицына (тогда великий русский писатель был еще жив), оспаривал особенно тот пункт, в котором указывалось, что до прав должны быть обязанности. «Вот уж с чем никак не соглашусь. Сначала должны быть права, – писал Войнович. – Бесправный человек есть раб. Только тогда гражданин исполняет свои обязанности с достоинством и честно, когда знает, что это – обязанности перед обществом, уважающим его самого и его права. И ответно уважаемым им. Раб подчиняется, но от его работы порой бывает больше вреда, чем пользы».
Вроде простые, неоспоримые истины. Однако эти истины с трудом прокладывают себе путь и во внутренней, и во внешней политике. В разных странах, в том числе и России, время от времени возникают мифы о каком-то «особом пути». В рамках этих представлений возникает сказка об «особой миссии», от которой страдает в первую очередь русский народ, потому что эта «миссия» в политическом, моральном и материальном аспекте очень «дорогая» игрушка.
Намного рациональней и прагматичней со стороны Кремля было бы оставить в покое украинцев и другие государства бывшей империи, пусть они сами решают, как им хочется жить. Все равно, давлением ничего не выйдет. Рано или поздно, эти нации обретут подлинную независимость, а из-за всего этого насилия между народами останется неприятный осадок. Как, скажем, сейчас между русскими и болгарами – народами, имеющими множество тесных исторических связей.
Читайте также
У российских властей есть иллюзия, что своими евразийскими программами они спасают свою страну. Мне кажется, все с точностью наоборот: бессмысленно растрачивая ресурсы на эти нереальные программы, Россия ухудшает свое и без того не столь благополучное положение, и в первую очередь, экономическое. У нас есть положительный пример Китая, который никого не желает колонизировать, не ведет разговоры ни о каком «китайско-европейском союзе», но медленными и твердыми шагами усиливает свое влияние в мире. (Кстати, было бы правильным, вероятно, чтобы наши государственные, политические и экономические деятели, кроме европейского и российского, обратили внимание и на китайское направление). Вероятно в ближайшем будущем повысит свою роль в регионе также и Иран (что, конечно, для нас однозначно выгодно), и он тоже не будет лелеять «паниранские» программы».
Такова, по моему мнению, историческая перспектива, на пути к которой, безусловно будут происходить различные отклонения и перепады. А когда руководство России поймет, что надо оставить в покое другие государства, она поймет также, что должна оставить в покое и собственный народ, что, подчиняя насильно людей, ничего не добьешься. «Подчинение» своего собственного народа и других народов лишено смысла исторически.
Но до того как в России это поймут, нам, армянам, как говорится, придется еще помаяться.
Арам АБРАМЯН
Фото Ильи Варламова
Нам не следует «помаяться». Эти «маянье» могут оказаться смертельной для нашего народа. Мы живем сегодня и сейчас. Делай что должен, и пусть будет, что должно случится. Нас могут использовать как разменную монету. Если мы это позволим. Идеи неоколониализма в России, не предполагает порабощение народов. Только полная ассимиляция! Спросите 1000 русских людей, хотят ли они вернуть границы СССР и опять присоединить отколовшихся окраины и получите положительный ответ. В подавляющем большинстве. Спросите других 1000 русских, хотят ли они жить в единой стране с жителями бывших отколовшихся республик и получите отрицательный ответ. В подавляющем большинстве. А те, кто даст положительный ответ, непременно добавит, что при условие, чтобы «местные» не имели право на выезд из своих «резервации». А некоторые радикалы добавят (добавляют), чтобы еще и ограничить рождаемость среди этих народов. Исключение сделают только для украинцев и белорусов, но с программой их полной ассимиляции. Русский обыватель украинцев и белорусов не воспринимает как этнос. Они их воспринимают, как отколовшихся субэтносы, которые при правильной разъяснительной работы, должны стать русскими. Причем, те из украинцев, кто не согласится, следует считать нацистами и врагами. Это тупиковый путь, но не следует считать, что раз идея не правильная, само рассосется. Рассосется, но мы попадём под жернова истории. Из за своей безвольности и безынициативности.