Французский политолог Кайц Минасян считает этот факт беспрецедентным в истории армянского народа
Тема Геноцида армян стала одним из ключевых вопросов во время переговоров в Анкаре между Абдуллой Гюлем и посетившим Турцию с государственным визитом Франсуа Олландом. На совместной пресс-конференции с президентом Турции Олланд отметил: «Выявление исторических событий – болезненный процесс, но это следует сделать». Президент Франции убежден, что встреча лицом к лицу с собственной историей в конечном итоге способствует примирению народов. Олланд не обошел и вопрос возможного принятия французскими законодателями нового законопроекта о криминализации отрицания Геноцида армян: «Относительно вопроса криминализации отрицания геноцида могу сказать, что мы совершим правильный шаг, следуя требованию закона. Наша цель в том, чтобы добиться истины, и мы хотим, чтобы все поняли этот факт».
Президент Турции Абдулла Гюль, обращаясь к вопросу повторного внесения спорного законопроекта в парламент, основной акцент расставил на решениях европейских судебных и государственных инстанций. Гюль напомнил о решении Конституционного совета Франции, пресекшем первую попытку криминализации отрицания геноцида, а также о решении Европейского суда по правам человека, которым был отменен последний приговор против лидера рабочей партии Турции Догу Перинчека, вынесенный судом Лозанны.
Читайте также
Президент Франции, фактически, с одной стороны избежал выражения «Геноцид армян», однако он призвал Турцию стать лицом к лицу со своей историей, а затем добавил, что вернет в политическую повестку Франции закон о криминализации отрицания геноцида закона.
В интервью газете «Аравот» эксперт Французского фонда Стратегических исследований Кайц Минасян отметил, что заявления Олланда в Турции вызывают у него как положительные, так и отрицательные ощущения: «Положительный момент в том, что впервые в истории армянского народа президент иностранного государства публично заговорил об Армянском вопросе в самой Турции. Это произошло впервые, до этого ничего подобного не было. Это, конечно, факт, имеющий важное значение. Из него следует, что Армянский вопрос является международным. То есть, в плане международного признания Геноцида армян президент Франции публично поднял эту проблему в самой Турции. Он также совершил символический шаг, проведя закрытую встречу с вдовой Гранта Динка – Ракель Динк. Это также свидетельствует о том, что Армянский вопрос для Олланда чрезвычайно важен».
Французский политолог считает вторым положительным фактором то, что Олланд заявил, что раскрытие исторических событий бывает болезненным, но это необходимо сделать. Поднимая этот вопрос, Олланд, по словам нашего собеседника, привлек внимание турецкого народа к тому, что это следует выполнить.
Касаясь отрицательной стороны заявлений Олланда, Кайц Минасян указал на тот факт, что Олланд не использовал слово «геноцид», и объяснил, почему французский президент поступил таким образом. «Франко-турецкие отношения были настолько напряженными, с другой стороны, во Франции довольно сложная торгово-экономическая ситуация, а визит Олланда в Турцию был обусловлен экономическими факторами, поэтому Франции были необходимы торгово-экономические соглашения, и в таких условиях публично говорить в Турции об Армянском вопросе – уже сам по себе чрезвычайно важный и беспрецедентный факт».
Получается, что проблема геноцида оказалась между двумя противоположными правовыми документами: согласно общеевропейскому праву, государства-члены ЕС обязаны установить уголовное наказание за публичное отрицание геноцида, но, с другой стороны, решением Конституционного совета Франции в 2012 году был признан противоречащим конституционным положениям о свободе слова принятый парламентом по инициативе партии бывшего президента Франции Саркози законопроект против отрицания.
Мы поинтересовались у Кайца Минасяна, какие пути выхода можно найти из этой противоречивой ситуации. По его мнению, речь идет не о противоречии, а о сложностях. «Не указывалось, что эти два документа усложняют дело, но и не препятствуют. Правда, пространство очень узкое, но есть проход, и этот проход следует занять. Я думаю, что у президента Франции есть политическая воля, и никакое внешнее давление не может оказать влияние на его волю. Да, правда, упомянутые вами два документа усложняют ситуацию, особенно в преддверии 100-летия Геноцида. Будем надеяться, что и Турция, и США, и другие страны примут резолюции для прогресса в этом вопросе, чтобы народы Турции и Армении наконец-таки начали смотреть в будущее».
А является ли во Франции востребованным возвращение в политическую повестку Франции закона о криминализации отрицания, спросили мы у Кайца Минасяна. Наш собеседник сказал, что, несомненно, такая востребованность есть, и в этот же вечер в Париже должно состояться важное мероприятие во главе с министром юстиции Кристен Тобирой, которое устраивается Советом армянских организаций Франции. На мероприятие приглашены политики, представители интеллигенции – около 300 человек для участия в этом мероприятии, и Кайц Минасян считает, что на нем будут обсуждаться важные как для министра, так и для участников вопросы: «Олланд, и как кандидат, и как президент пообещал внести данный законопроект, конечно, сохраняя уважение к решению Конституционного Совета. Он вынужден так поступить, потому что общеевропейский циркуляр должен быть применен и на территории Франции, должен быть включен в документы французского законодательства. Как он поступит, я не знаю, но думаю, что такое желание есть, и надо ждать новых инициатив, возможно, в мае, так как Олланд должен посетить страны Южного Кавказа», – сказал французский армянин-политолог.
По его словам, сложилась очень деликатная ситуация и следует быть очень осторожным и французскому правительству, и французским армянам, а также властям и общественности Армении. «Очень важно, чтобы это закон был призван к жизни, но мы должны быть очень осторожными в наших заявлениях, чтобы не помешать, не обидеть никакую сторону. То есть, не следует проявлять эмоционального подхода в этом деликатном процессе, следует быть более прагматичными, осторожными, реалистичными и хладнокровными», – подвел итог своим словам эксперт Французского фонда Стратегических исследований Кайц Минасян.
Эмма ГАБРИЕЛЯН