В свое время, в 70- 80-х годах, я часто слышал, что взяточники-преподаватели часть своих взяток отвозят в Москву, на эти деньги «заказывают» диссертации, защищают их там, а затем возвращаются в Армению и становятся, скажем, заведующими кафедр или членами Ученых советов, чтобы на этих новых должностях иметь возможность брать более крупные взятки. Теоретически это можно было сделать и в Ереване, но было предпочтительнее «подальше от глаз», чтобы у недоброжелателей не возникало лишних вопросов.
Как тогда, так и сегодня «фальшивые» диссертации чаще «скатывались» по общественным, чем по точным и естественным наукам. Фальшивые историки, правоведы или экономисты меньше нуждались в соответствии международным критериям и необходимости выдерживать «за кордоном» конкуренцию, чем физики и математики. Так, безусловно, было в прошлом веке, когда существовал «железный занавес» и идеологические ограничения.
Сегодня этих факторов вроде нет, но очевидно, что, например, защитить диссертацию по философии Нжде легче, чем по тонкой органической химии. Если я со своей нждеологией отправлюсь на международную конференцию, то на данное мероприятие меня пригласят такие же как я, «философы» моего уровня, то есть, люди, которые в Европе и Америке занимаются аналогичными вопросами. Однако, если я отправлюсь на конференцию с «списанной» научной степенью по химии, никого не будет интересовать, охвачен я национальным духом или нет. С меня потребуют конкретные результаты экспериментов конкретных исследований. Я уже не говорю о количестве ссылок.
Для чего сегодня нужна ученая степень, если отложить в сторону тщеславие чиновников? Конечно же, в первую очередь для освобождения от службы в армии – освободиться от армии за взятки врачам сегодня обходится гораздо дороже, чем «скатать» диссертацию. Я не знаком со статистикой, но уверен, что среди защитившихся в последние годы намного больше парней, и в числе их диссертаций доминируют гуманитарные направления. А значит, именно здесь «крутятся деньги». Сегодня на уровне ВАК это практически невозможно, учитывая личность нынешнего председателя комиссии. Однако на уровне ученых советов это однозначно возможно. Решение тут одно – сделать в несколько раз строже критерии по защите диссертаций. Это, фактически, должно стать первым шагом по реформированию сферы.
Читайте также
Цель – не прибавлять ко всем фальшивым явлениям фальшивых ученых.
АРАМ АБРАМЯН