Не помешала бы бдительность со стороны Армении
Недавно министр ИД Швеции Карл Бильдт, затронув по одному поводу тему Восточного партнерства, отметил, что ЕС вернется к относящимся к нему долгосрочным вопросам и перспективам до предстоящего в 1015 году саммита в Риге: «Сегодня более актуальны Украина, оказываемое Россией давление, попытки дестабилизировать положение в Молдове, и давление, которое, вероятно, будет применено в отношении Грузии».
На днях специалист American Foreign Policy Council по России Стивен Бленк в опубликованной в Wall Street Journal статье под названием «Последний шанс для Европы в Украине» высказал мнение, что, после провала дипломатии в Югославии в 1990-ые годы, Европа получила вторую возможность для демонстрации успешной дипломатии. Автор считает, что по завершении Олимпийских игр в Сочи администрация президента РФ Владимира Путина сделает все возможное для сохранения своих политических позиций в Украине, если США и ЕС не смогут сплоченно действовать в Украине. «В Украине повторяется та же ситуация, что и в Грузии: тысячи российских паспортов выдаются жителям Крыма, а проправительственные отряды, которые создаются в восточных регионах, могут выступить в случае конфликта на стороне России», – считает американский эксперт.
О вероятности применения нарастающего давления со стороны России после Олимпийских игр начали говорить все чаще и чаще, причем, не исключая даже применение давления в отношении Грузии. Тогда как Тбилиси не только не намерен становиться членом Таможенного союза, но и более того – последовательно и довольно быстрыми темпами движется в направлении ассоциации с ЕС, и циркулируют сведения о том, что Соглашение об ассоциации с ЕС Грузия подпишет в августе текущего года.
Читайте также
На этом фоне в последнее время активизировалась тема возможной встречи президента Грузии Георгия Маргвелашвили и Владимира Путина. В Сочи президент РФ даже заверил грузинские СМИ, что готов встретиться с Маргвелашвили, если тот захочет. Георгий Маргвелашвили в свою очередь не исключил возможность этой встречи, однако добавил, что если такая встреча может придать положительный импульс развитию грузино-российских отношений, если есть желание с российской стороны обсуждать проблемные темы, то организуются серьезные обсуждения. «Грузино-российские отношения являются самой серьезной проблемой нашей повестки, потому мы должны суметь серьезно проанализировать эту реплику, озвученную Путиным», – отметил Маргвелашвили. Затем с заявлением выступил премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, отметив, что они готовы сесть с Путиным за стол переговоров. А по мнению министра ИД Грузии Майи Панджикидзе, встреча Путин-Маргвелашвили исходит из существующей логики двусторонних отношений: «Следует четко понимать, что организация такой встречи потребует довольно много времени и усилий. Встреча президентов не может состояться сегодня или завтра. Если мы начнем работать в этом направлении, за этим должны последовать конкретные результаты. Однако руководство Грузии к такой встрече готово».
Заметим, что открывшийся в дни зимней Олимпиады прямой авиарейс Тбилиси-Сочи будет действовать и после завершения игр, об этом сообщил сам Путин на заседании Общественного совета, занимающегося подготовкой Олимпиады. «Все это создаст хорошие предпосылки для урегулирования отношений. Грузия наш близкий сосед, мы взаимосвязаны очень тесными и давними отношениями. Надеюсь, что трагедии предыдущих лет останутся в прошлом», – сказал Путин. Несколько дней назад заместитель министра ИД РФ Григорий Карасин сообщил, что официальный Тбилиси и Москва готовятся серьезным образом обсудить возможность организации встречи Путина и Маргвелашвили, добавив, что вместе со специальным представителем премьер-министра Грузии по вопросам отношений с РФ Зурабом Абашидзе они готовятся встретиться в начале марта.
Трудно предсказать, какой результат будут иметь российско-грузинские переговоры по подготовке встречи президентов, и в каком русле будут развиваться российско-грузинские отношения, если такая встреча состоится.
Трудно предсказать, что запланировал Путин в случае с Тбилиси, и думают ли в Кремле в ближайшие месяцы помешать подписанию Грузией Соглашения об ассоциации с ЕС?
Но то, что украинские события свидетельствуют о новой жесткой политике России в отношении бывших советских республик, это уже однозначно.
Отношения Армения-Грузия в этом смысле могут оказаться в довольно деликатной ситуации. Нет необходимости объяснить, насколько губительным может быть использование армянского фактора против Грузии в наших взаимоотношениях с соседней страной. Пожалуй, вовсе не помешала бы бдительность со стороны Армении, если планы властей России в один день зайдут далеко и в случае с Грузией.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Если власти Армении пойдут на вооруженный конфликт с Грузией, из за Джавахка, этим подставят всю Армению. Нам следует, хотя бы на половину быть такими же толерантными в отношение Грузии, как в отношение России. Нам нужна война с Грузией? Жителям Джавахка это нужно? Нет! Нет! Мы из этого конфликта ничего не получим, кроме петли на шее. Нельзя позволять нас использовать.