«В 2012 году в нашей стране создалась определенная политическая ситуация, которую я оценю коротко: консенсус значительной гражданской части определенных политических сил в вопросе ассоциации с ЕС. О наличии этого консенсуса свидетельствует резолюция Европарламента от 18 апреля 2012 года, в которой отмечается, что в Армении такой консенсус есть. В то же время есть проблема, что наше общество не было информировано, что ассоциация с ЕС для Армении предполагает конкретные политические условия и в этой упомянутой мной резолюции были изложены условия, которые, по сути, означали, что путем уступок в отношении Турции и Азербайджана, внешняя политика с Ираном, сопоставление общей политики Армении с Европой, ЕС – через принятие таких требований РА получала возможность иметь большую финансовую поддержку для создания с ЕС зоны свободной торговли и, по сути, общество об этом не знало. И этот консенсус, который сформировался вокруг этих политических сил, этой резолюции по евроинтеграции, по сути, предполагал, что делается попытка совершить сделку – за спиной народа. В таких условиях была ситуация, которую я оценю как сговор всех сил вокруг одной политической программы, которая и стала основной причиной того, почему на президентских выборах 2013 года никто не попытался представить альтернативную программу, никто не попытался показать, что есть другая программа», – такую точку зрения высказал в беседе с Aravot.am по поводу состоявшихся в прошлом году президентских выборов выдвинувший свою кандидатуру на этих выборах Андриас Гукасян. Он считает, что у Армении два пути – или путем уступок стать членом европейской семьи, или попытаться найти путь самостоятельного национального независимого развития. Он считает, что третий вариант – жить, сотрудничая с Россией, не путь развития, это всего лишь свидетельствует о том, что у нашего народа нет воли двигаться вперед. «Эти представления о расстановке политической системы побудили меня выступить на выборах с конкретной программой. Я считаю, что вопросы такого типа, которые касаются судьбы народа, должны решаться посредством свободных выборов. Поэтому я увидел перед собой важнейшую задачу – в качестве важного вопроса поднять проблему осуществления свободного выбора в нашей стране. И мое участие в выборах, по сути, было шагом против выдвижения Сержа Саргсяна, потому что я видел, что все остальные силы, по большому счету, участвуют, не противопоставляясь Сержу Саргсяну, а пытаясь для себя решить задачи, тогда как это было важным периодом для народа. Я понял, что необходимо противопоставить себя этим не имеющим альтернативы выборам и, естественно, поставить задачу, что выборы должны быть демократическими, свободными, и в них не должны участвовать раздающие предвыборные взятки партии».
Результатам выборов Андриас Гукасян дал следующую оценку: «Видел, что РПА этими выборами попытается решить пять вопросов. Первый: получить положительную оценку со стороны международных наблюдателей. Второй: в результате выборов устранить необходимость расследования действий полиции, связанных с 1 марта. Третье: легитимировать сформированное в мае 2012 года правительство. Четвертое: открыть дорогу для получения финансовой помощи с Запада. Пятое: создать в оппозиционной среде новый оппозиционный центр, образ, который отбросит на задний план Левона Тер-Петросяна». По словам Андриаса Гукасяна, если сравнить, чего добилась РПА в результате выборов, то видно, что ни одна из этих задач не решена, оценка наблюдателей пригодна только для использования внутри страны, требование расследования действий полиции, связанных с 1 марта, продолжает оставаться актуальным в политической системе, коррумпированность действующего правительства известна всему миру, естественно, о финансовой помощи со стороны Запада речи быть не может, и не получилось создать новый искусственный оппозиционный центр среди оппозиции: «Я считаю, что все задачи РПА провалились. Сегодня в системе власти кризис в рядах олигархов, потому что та политическая система, которая создавалась в 2012 году, явно не соответствует политической реальности. У нас есть РПА, которая является членом Народной партии Европы, но шагает вместе с Россией, Беларусью и Казахстаном, то есть, присоединяется к другому блоку и создает общее экономическое, военное и духовное пространство – здесь есть явное противоречие. Другая партия, «Процветающая Армения», которая официально является стратегическим партнером «Единой России» в Армении, однако выступает против интересов РФ, в вопросах, касающихся сферы энергетики Армении. То есть, эта политическая система, которая в 2012 году создавалась для этого сценария, не соответствует действительности, и у Сержа Саргсяна есть задача изменить ее, но так как депутаты, министры уже заплатили за свои должности и мандаты, естественно, никто не хочет идти на изменения и разворачивает противостояние. Для спасения узурпации своей власти Серж Саргсян или должен уничтожить созданную в 2012 году его же руками криминально-олигархическую систему, или эта система выбросит Сержа Саргсяна как деятеля, который потерял свою актуальность. Я рассматриваю эту ситуацию в Армении как процесс, который ведет к переменам, и который ведет к кризису управления».
Андриас Гукасян добавил, что подчеркивает важность революции в Армении, потому что народ должен стать хозяином государства и в конце концов должны установиться основы демократического управления. Он считает, что и выборы, и поствыборный процесс развиваются по тем направлениям, которые предсказывали и он, и его партнеры год назад.
Ева АКОПЯН