Интервью с председателем постоянной комиссии Национального собрания НКР по внешним сношениям Ваграмом Атанесяном
– Референдум по Крыму уже стал состоявшимся фактом, хотя он дает повод для взаимоисключающих подходов. Как Вы оцениваете эту новую ситуацию?
– То, почему в Крыму решили «вернуться в состав России» сразу же после лишения власти Януковича, об этом, наверное, узнают будущие поколения. Мне кажется, случившееся было сделкой между Януковичем и Россией, против которой у Запада принципиальных возражений не было. С этим фактом смирится также и Вашингтон, которому постоянно будут напоминать про Косово и другие «грехи» – Ирак, Афганистан и т.д.. Происходит новый «передел мира». Это «закономерность», которую история констатирует как новую гонку за «сферы влияния». Кто выиграет, а кто проиграет – это вопрос будущего.
Читайте также
– За это время были проведены различные сравнения между Крымом и НКР. Какие параллели видите Вы?
– Думается, для нас важно, что в вопросе Крыма одна из стран-сопредседателей МГ ОБСЕ – Россия, заявила, что право на самоопределение доминирует над принципом территориальной целостности. Во всех остальных отношениях сравнения неуместны: НКР стала независимой в контексте развала СССР.
– Председатель ДПА Арам Саркисян высказал мнение, что если референдум по Крыму завершится решением о вхождении в РФ, и Армения будет вынуждена выразить свою позицию, то сначала Армения должна признать независимость НКР, и только затем подобных субъектов. Считаете ли Вы наступил наилучший момент и повод для признания независимости Арцаха со стороны Армении?
– Не считаю. Крым не стал независимым, а «возвращается» в состав России, восстанавливает тот статус, который имела до 1954 года. Этот акт в признании не нуждается, это проблема Украины и России – как они после этого будут регулировать свои отношения. Какое отношение имеет признание независимости НКР к вхождению Крыма в состав России или в нахождению в составе Украины?
– А Вы не считаете, что парламент НКР в этой ситуации должен вообще быть активным, адресовать ноту международному сообществу, сопредседателям Минской группы – США и европейским государствам, которые признали Косово, руководствуясь двойными стандартами, и России, которая признала Абхазию и Южную Осетию по тем же двойным стандартам? А теперь – процессы в Крыму. Тогда как НКР, пожалуй, единственная среди всех этих государств, которая с точки зрения международного права безупречно прошла весь этот процесс.
– Обратится или не обратится Национальное Собрание НКР к парламентам всего мира или стран-сопредседателей МГ ОБСЕ – это вопрос, который находится в сфере политических решений. Мы будем приветствовать, если со стороны Евросоюза и США в качестве доминанты будет принято право на самоопределение в вопросе Крыма, но, повторю, уже весьма существенно то, что США в случае с Косово, а Россия – в вопросе Крыма, Абхазии и Южной Осетии обосновывают свои шаги доминантой права на самоопределение. Я не признаю выражения «двойные стандарты». Концепция международного посредничества по Нагорно-Карабахской проблематике также опирается на принцип осуществления права на самоопределение. И если Азербайджан будет продолжать упорствовать, то мир признает фактическую независимость НКР. Это мое убеждение. Остается, чтобы мы продолжали строить конкурентоспособное демократическое государство. Это вопрос вопросов.
Нелли ГРИГОРЯН