Есть сферы, которые за эти 23 года изменились очень быстро. Например, торговля. Вначале были столики, потом ларьки, затем маленькие магазинчики, а сейчас – супермаркеты и гипермаркеты. Супермаркетов явно многовато, их не должно быть в таком количестве в центре столицы. Их владельцы, как правило, представители олигархии. Но говорить, что супермаркет сам по себе – явление негативное, было бы неправильно: чистые, светлые залы, летом – прохладно, зимой – тепло, улыбающийся персонал, видеокамеры, кассовые чеки. Мне кажется – удобно, независимо от того, какие проклятия звучат в их адрес. Или, например, средства информации. За 20 лет произошли колоссальные изменения. И снова – не всегда в лучшую сторону. Но по интенсивности передачи информации они, конечно, более чем «насыщены». Да, значительно снизилась планка ответственности, и конкурировать с чистой журналистикой начали социальные сети. Однако и здесь нет необходимости брюзжать – это интенсивно развивающаяся сфера, которая после множества попыток и ошибок даст новое качество.
А вот образование, кто бы что ни говорил, пока еще пахнет советским нафталином. Когда я слышу ностальгические голоса, какое прекрасное образование давали детям и молодежи раньше, я и к этому отношусь с оговорками. Прекрасное – для той системы, но не для рыночных отношений, без учета интересов современных работодателей, без четко сформулированных целей. Таким оно осталось и сегодня. Реформы скопированы с каких-то западных схем и, как правило, касаются формы, а не содержания. О науке я уже не говорю: это владения страдающих старческим синдромом.
То же самое и культура. Я имею в виду, естественно, не шоу-бизнес, который, хоть и в рамках наших провинциальных стереотипов, но развивается. Речь о движущей мысль, формирующей вкус культуре. Схемы здесь остались советские, министерство культуры тоже является очередным очагом застойной бюрократии. В последнее время обсуждаются проблемы оперы и это очень хороший пример. Опера продолжает восприниматься как разукрашенный, роскошный музей, который должен поставлять для торжественных советских концертов «классические эпизоды». Ответственные за сферу, вероятно, не смотрят на телеканале «Mezzo», DVD-дисках, в интернете оперные и балетные представления западных театров, которые абсолютно лишены показухи, и полностью сконцентрированы на содержании. Кстати, заявку на руководство Оперным театром подал Барсег Туманян: если он согласен взять на себя это бремя, то здесь в вопросе выбора директора вообще не о чем думать.
АРАМ АБРАМЯН