В связи с украинскими событиями у нас постоянно поднимался следующий вопрос: почему в Армении не формируется Майдан. Этот вопрос время от времени звучит и сейчас, и именно поэтому мы решили вернуться к нему еще раз.
Кто-кто, а армяне не имеют права относиться к «майданам» с завистью и желанием, потому что у нас был свой майдан еще в 1988-ом, потом в 1996-ом, а затем в 2008 году. Иной вопрос, какие они дали результаты. Первая оранжевая революция на Украине победила, это верно, но по большому счету серьезных результатов она не особенно-то и принесла, иначе Януковичу вряд ли удалось бы прийти к власти.
Революция роз в Грузии, по сути, тоже была оранжевой, и если бы грузинский народ был бы доволен лидером революции роз, то в дальнейшем вряд ли Иванишвили смог бы добиться существенного успеха.
Тем не менее, на мой взгляд, Саакашвили сделал для Грузии гораздо больше, чем Ющенко для Украины. Хотя бы в плане борьбы с той же коррупцией, несмотря на то, что многие грузины ненавидят Саакашвили именно из-за борьбы с коррупцией.
Читайте также
Я лично беседовал с грузинами, и могу заверить вас, что Саакашвили в Грузии имеет немало сторонников. О Ющенко сказать то же самое трудно. По поводу Ющенко мы можем уверенно говорить то, что у него нет никаких шансов вернуться к власти, и если бы в Украине не появились сразу же новые оппозиционные лидеры, то навряд ли «майдан» в Украине стал бы многолюдным, потому что протестующий народ чувствовал потребность в новых лидерах, и вместо одного в Украине их появилось сразу два: в лице интеллектуала Яценюка и имеющего в здоровом теле здоровый дух Кличко.
Но вернемся к нам. В отличии от Украины, в 2008 году лидером майдана в Армении было не новое лицо, а первый президент Армении Левон Тер-Петросян, то есть, хорошо забытое старое, и лидер нашего майдана в 1996 году Вазген Манукян тоже являлся хорошо забытым прежним, так как он был первым премьер-министром Армении.
Другими словами, мы не только не отворачиваем лицо от наших прежних, но время от времени успеваем соскучиться по ним, и, возможно, это является причиной того, что в уме второго президента Армении Роберта Кочаряна мелькает мысль о царствовании, и хотя многие относятся к теме возвращения Кочаряна пренебрежительно, однако, тема уже открыта, и есть воодушевленные этой темой.
Воодушевленные этой темой и относящиеся к ней с пренебрежением ошибаются примерно одинаково, потому жизнь уже несколько раз показывала, что в Армении все возможно. Кроме того, жизнь нам несколько раз уже показывала, что в Армении смена власти революционным путем не происходит, как и не через выборы, а только через переворот, но, как правило, цветных революций не бывает, и как еще показала жизнь (причем, не только в Армении), как правило, свергающие оказываются хуже свергаемых, и даже если бывает наоборот, то не следует лелеять надежды и на этом пути, потому что жизнь также показала, что те оппозиционеры, которые возлагают свои надежды на противоречия внутри самой власти, затем сами оказываются в смешной ситуации и за «бордюром».
То есть, если ты представляешь из себя оппозиционную политическую силу и имеешь реальную программу по благоустройству страны, то должен сам искать и находить свои собственные пути достижения власти, конечно же, не без поддержки народа и критической массы.
При этом, не народ должен заставлять тебя двигаться вперед, как это произошло в случае с «Наследием», а ты сам должен возглавить и вести людей вперед, взяв на себя всю ответственность от начала до конца.
Конечно же, наличие нового лидера желательно. Но если новые не выявятся, то мы будем вынуждены двигаться вперед с прежними, но только вперед, тем более, что назад отступать больше некуда.
Воскан ЕРЕВАНЦИ