Ассоциация политической науки Армении на своем заседании 29 марта с.г. приняла Обращение к главам государств–сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию Карабахского конфликта в связи с недостойными статусу главы государства выпадами Президента АзР в адрес армянского народа и неприкрытыми территориальными угрозами в отношении Республики Армения. Текст обращения ввиду опасности политического поведения главы соседнего государства миру и стабильности региона 31 марта передан Чрезвычайным и Полномочным Послам государств-постоянных членов Совета Безопасности ООН: Великобритании, КНР, РФ, США и Франции в Армении Их Превосходительствам г-же Кетрин Лич, г-ну Тянь Чанчуню, г-ну Ивану Волынкину, г-ну Джону Хеферну и г-ну Анри Рено. Текст Обращения распространен также среди всех международных миссий, аккредитованных в Республике Армения. Ниже публикуется полный текст Обращения, представленный Президентом Ассоциации политической науки доктором политических наук Гайком Котанджяном.
* * *
”19 марта сего года Президент Азербайджана Ильхам Алиев на всенародных торжествах по случаю Новруза выступил с рядом необоснованных заявлений, в отношении которых Ассоциация политической науки Армении считает долгом обратиться к главам Государств-Сопредседателей Минской Группы ОБСЕ, Многоуважаемым Президентам России, США и Франции.
Судя по политическому содержанию, выбор даты выступления наследного главы Азербайджана был обусловлен не только желанием поздравить свой народ с восходящим к иранской культуре праздником Новруз, но и намерением воспользоваться международной политической коньюнктурой в интересах традиционной для Президента Аз.Р политики торпедирования мирного процесса по урегулированию Карабахского конфликта под эгидой МГ ОБСЕ.
Читайте также
Наряду с набором армянофобских клише типа «Армения – фашистское государство», произвольной трактовкой норм и принципов международного права, понятий “историческая справедливость” и “исторические земли”, а также фактически угрожающими войной территориальными претензиями к Республике Армения, указанная речь содержит и ряд других, несовместимых со статусом главы государства формулировок.
Основной посыл выступления Алиева заключается в том, что территориальная целостность государства применительно к Азербайджану не может быть изменена без его согласия, а само урегулирование под эгидой Минской группы ОБСЕ направлено на “восстановление” территориальной целостности Азербайджана и возвращение азербайджанцев на “древние азербайджанские земли”, включающие, по его мнению, значительную часть территории Республики Армения. Подобное милитаристское толкование Президентом Аз.Р права на самоопределение, противоречащее Целям и принципам ООН, сформулированным в пункте 2 статьи 1 ГЛАВЫ I УСТАВА ООН, как: — ”Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира” – по существу отражает его кредо.
При этом Президент соседнего государства, искажая суть современных международных отношений, декларирует, что в современных международных отношениях на первый план выходят “международное право вкупе с силовым фактором”. Данное заявление главы соседнего государства содержит угрозу новых геноцидальных действий азербайджанских властей в отношении армян РА и НКР, подобных резне армянского населения Сумгаита, Кировабада (арм. Гандзак) и Баку в 1988 – 1990 годах. Такая угроза системного насилия, оглашенная Президентом Аз.Р, воспринимается особо зловеще в преддверии 100-летия Геноцида армян в Османской империи.
В своих заявлениях глава соседнего государства исходит из того беспочвенного посыла, что самоопределение Нагорного Карабаха, якобы, не легитимно в связи с тем, что создание Нагорно-Карабахской Республики – как продукт референдума от 10 декабря 1991 года, проведенного в
соответствии со Статьей 6 ЗАКОНА СССР от 3 апреля 1990 г. ”О ПОРЯДКЕ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ВЫХОДОМ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ИЗ СССР”, – не было согласовано с Азербайджанской ССР. На самом же деле Азербайджан, декларировав выход из-под советской государственно-правовой юрисдикции еще до проведения референдума в Нагорном Карабахе, законодательно закрепил отказ от необходимости согласования с ним дальнейшей судьбы Нагорного Карабаха. Более того, Азербайджан в нарушение Статьи 3 Закона СССР ”О ПОРЯДКЕ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ВЫХОДОМ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ИЗ СССР”, императивно сохраняющей: – ”За народами автономных республик и автономных образований право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно правовом статусе”, 26 ноября 1991 года принял закон об упразднении НКАО. И это при том, что на закате СССР, а именно 17 марта 1991 г., на референдуме по вопросу сохранения СССР подавляющее большинство его участников в Азербайджанской ССР высказалось за сохранение СССР. Население же Нагорно-Карабахской Автономной Области в голосовании участия не принимало. Следует отметить, что Миссия по изучению ситуации в Нагорном Карабахе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе признала закон Азербайджана от 26 ноября 1991 года об упразднении НКАО неконституционным. В дополнение, для уяснения также политико-исторических и политико-правовых оснований взаимоотношений между равноправными Нагорно-Карабахской Республикой (Республикой Арцах) и Азербайджанской Республикой важно обратить внимание на неоспоримый политический и юридический факт ненахождения когда-либо Нагорного Карабаха в составе независимого Азербайджана.
В рассматриваемый исторически сложный период Нагорный Карабах, опираясь на принцип равноправия народов, под контролем международных наблюдателей реализовал свое право на самоопределение посредством всенародного референдума от 10 декабря 1991 г., в строгом соответствии с требованиями международного права и действовавшего на тот момент советского законодательства. При этом окончательное политико-правовое оформление результатов референдума – согласно положениям Закона СССР о порядке решения вопросов, связанных с выходом Союзной Республики из СССР от 3 апреля 1990 г. – исключало возможность согласования с Аз. ССР и СССР по причине их официального упразднения к этому времени. Вместе с тем важно заметить, что согласно документам Комиссии по проведению референдума в Нагорном Карабахе азербайджанскому меньшинству в соответствии с буквой Устава ООН были предоставлены равные с армянским большинством права по свободному волеизъявлению, однако по указанию бакинских властей азербайджанцы Нагорного Карабаха были вынуждены отказаться от предоставленного права участия в референдуме.
Таким образом, законосообразное самоопределение НКР и провозглашение им государственной независимости имели место в контексте распада единого союзного государства и создания на его месте новых государств, в том числе и самой Аз.Р.
Подходы Ильхама Алиева не выдерживают критики и с точки зрения Международного Суда ООН, который на основе пункта 2 статьи 1 Главы I Устава ООН в своём решении от 22 июля 2010 года огласил следующее заключение: «Никакого общего запрета на одностороннее провозглашение независимости не вытекает из практики Совета Безопасности… Общее международное право не содержит какого-либо применимого запрета на провозглашение независимости».
В свою очередь, формулировка Ильхама Алиева относительно активизации “международного права вкупе с силовым фактором” вызывает вопросы относительно неадекватности восприятия Главой Государства – Президентом Азербайджана теории и практики современных международных отношений.
Философия современных международных отношений подразумевает приоритетный поиск путей мирного политического разрешения проблем на основе фундаментальных принципов международного права, в том числе – права народов самим свободно определять свою судьбу – с исключением силы или угрозы ее применения. Именно данным подходом руководствуются государства-сопредседатели МГ ОБСЕ в своих постоянных усилиях по недопущению эскалации Карабахского конфликта и поиску взаимоприемлемого мирного решения конфликта.
Ассоциация политической науки Армении рассматривает публично продекларированные главой соседнего государства армянофобские и милитаристские заявления как очередную попытку ухода от мирного конструктивного диалога, игнорирование усилий международных партнеров и нежелание брать
на себя политическую ответственность за установление прочного мира между армянским и азербайджанским народами и народами региона в целом. Подменяя существующие проблемы защиты демократических свобод и прав человека в собственном государстве культивированием образа врага в лице армянского народа, расставленные Президентом Алиевым акценты подтверждают его отказ от демократизации Азербайджана. Все это дает основание пригласить внимание мировой общественности, в том числе честных сынов и дочерей азербайджанского народа, к тому факту, что наследственный режим Азербайджанской Республики продолжает подрывать усилия Минской группы ОБСЕ по формированию мер доверия между сторонами Карабахского конфликта, отвергая правду и возможности признания законности референдума 1991 года в Нагорном Карабахе, а также легитимности Нагорно-Карабахской Республики как реальной основы для мирного сосуществования армянского и азербайджанского народов.
Профессиональное сообщество политологов Армении в лице Ассоциации политической науки призывает Страны-сопредседатели МГ ОБСЕ обратить внимание Президента Азербайджанской Республики на недопустимость для должностного лица со статусом главы государства произвольного толкования норм международного права, спонсирования искажения исторической правды, пропаганды ксенофобии и войны, что противоречит ценностям, миссии, принципам и целям ООН, ОБСЕ и ее Минской группы”.