Президент США Барак Обама родился в столице Гавайских островов – Гонолулу. Как известно, эти острова получили статус американского штата в 1959 году. А спустя два года родился действующий президент Соединенных Штатов Барак Обама. Во время предвыборной кампании противники Обамы распространили слухи, что на самом деле он родился не в Гонолулу и по этой причине не может претендовать на пост президента страны. В этом смысле закон в США строг. И в этом есть логика: для управления страной ты должен жить заботами этой страны.
В Армении закон не так уж строг. И когда сегодня говорят о том, чтобы пригласить премьер-министра или даже президента из-за границы, я вспоминаю эту логику. Скажу сразу, что речь не идет о «карабахцах»: кто думает, что Арцах в историческом или культурном плане не является Арменией, тот, по сути, согласен с нашими соседями, которые ищут «обоснования», как напасть на эту часть Армении. Речь, например, идет о приглашении из-за границы Ара Абрамяна или Армена Саркисяна и назначении их на высокие посты. Ара Абрамяна не знаю, хотя, когда он говорит, можно заключить, что он не Сократ. Армена Саркисяна знаю и питаю к нему глубокое уважение и симпатию. Но, независимо от качеств той или иной личности, важно то, что они на протяжении десятилетий были оторваны от чисто армянской действительности, а проблемы, перед которыми мы встали – не технические, не «менеджерские».
Любой опыт по менеджменту, приобретенный за границей или изучением всех умных книг в мире по этому предмету, не помогут иностранцам поправить наше положение. Потому что наши проблемы политические, психологические, сказал бы даже – духовные. Для их решения надо не только знать, понимать, но и чувствовать. Это может сделать только тот человек, который все эти 24 года прожил в Армении. Министерство культуры не нашло лучшего варианта, чем назначить главой Национального театра оперы и балета чиновника, работавшего в сфере российской дипломатии, который не жил в Армении как минимум 12 лет. Я не знаю этого человека, может он и блестящий молодой человек. Но Опера – это не футбольная команда, куда можно приглашать иностранного тренера, это один из духовных центров Армении. Чтобы суметь что-то сделать здесь, нужно иметь доверие не только артистов, музыкантов, но и зрителя. Проблема не в том, что директор оперы должен уметь петь, танцевать или дирижировать. Вопрос в том, что он должен чувствовать, что на самом деле нужно нашему зрителю. Это именно то, чего не может сделать российский чиновник. Неужели в Армении не нашлось такого человека?
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН