Если у Сержа Саргсяна уже есть избранный преемник
Вчера «невластные силы», можно сказать, пережили второй шок после отставки премьер-министра – Серж Саргсян преподнес им второй сюрприз: появился проект концепции конституционных реформ РА – накануне запланированной в резиденции президента встречи с парламентскими силами.
Вчера Серж Саргсян встретился с членами профессиональной комиссии при президенте РА по конституционным реформам. Стало известно, что предварительный вариант проекта концепции конституционных реформ РА должен пройти этап обязательных общественных обсуждений, председатель КС Гагик Арутюнян сообщил вчера, что на этом этапе изначально не ставилась цель сформировать единую и окончательную позицию по всем вопросам.
На встрече с членами профессиональной комиссии, коснувшись формы государственного правления, Серж Саргсян, прежде всего, высказал мнение, что считает действующую модель правления более приемлемой, однако также добавил, что поднятый профессиональной комиссией вопрос следует сделать предметом общественных обсуждений: «Важно также иметь в виду, что при окончательной оценке вопросов, имеющих политическую окраску, не должны игнорироваться или недооцениваться подходы политических сил нашей страны». Затем, с целью ввести в непринужденное русло обсуждение конституционных реформ Серж Саргсян сделал «первый шаг»: «…я, Серж Саргсян, больше никогда не буду выдвигаться на пост Президента Республики Армения. Если в результате окончательных обсуждений будет выбран путь, не соответствующий моему желанию, имею в виду парламентскую модель, то я не буду претендовать и на должность премьер-министра. Я даже уверен, что один человек не должен больше двух раз в своей жизни претендовать на то, чтобы встать у руля власти в Армении. Я возглавляю самую большую политическую силу Армении – Республиканскую партию Армении, и на каких конституционных механизмах в конце концов мы бы ни остановились, Республиканская партия Армении по этим правилам продолжит играть свою весомую и определяющую роль в Армении».
Читайте также
Общественные обсуждения концепции, с участием специалистов, представителей гражданского общества и партий, можно предположить, что не будут тянуться долго. Если все пройдет успешно, то в конце 2015-го, или начале 2016 года она будет представлена на референдум. До этого, до 1 июля текущего года, комиссия, подготавливающая промежуточный вариант конституционных реформ, после подписания его президентом, в течение 10 месяцев должна подготовить пакет реформ, который должен пройти этап обсуждений и экспертных изучений и, по всей вероятности, в конце 2015-го или, самое позднее – начале 2016 года будет представлен на референдум.
То есть, до назначения нового премьер-министра, согласно концепции опубликованных конституционных реформ, предлагается перейти к системе парламентского правления, в результате которого президент становится символическим должностным лицом, так как реальная власть будет принадлежать премьер-министру, на пост которого будет назначен представитель парламентского большинства.
Президент РА избирается Национальным Собранием, сроком на 7 лет, без права на переизбрание, из числа владеющих избирательным правом непартийных кандидатов. Выбранный по такой процедуре президент будет иметь возможность в полной мере взять на себя все функции, характерные для надпартийного президента. Премьер-министр вступает в должность по итогам парламентских выборов, правительство формируется премьер-министром и он ответственен только перед Национальным Собранием. НС, как законодательная власть, будет осуществлять контроль над высшим органом исполнительной власти – правительством, а президент республики будет следить за соблюдением законодательной и исполнительной властью канонов, закрепленных Конституцией. Для эффективного решения вышеупомянутых проблем такая система должна предполагать наличие стабильного парламентского большинства для главы исполнительной власти.
В подобной системе:
а) будет объединенная исполнительная власть, во главе с премьер-министром, без рисков дуалистической исполнительной власти, особенно в таких жизненно важных для страны сферах, как внешняя политика, национальная безопасность и оборона;
б) не может быть противостояния между парламентом и президентом республики, потому что президент страны будет являться беспристрастным надпартийным арбитром;
в) резко снизится риск прихода к власти «случайных» личностей и сверхперсонификации власти, так как премьером может стать только лидер самый сильной и принимаемой обществом политической партии;
г) не произойдет сверхцентрализации власти в руках главы исполнительной власти – без равноценной политической ответственности перед парламентом;
д) политическая ответственность правительства перед парламентом будет содействовать коллегиальному управлению;
е) повысится политическая роль парламента, как законодательного и контролирующего органа, в котором значительно усилится роль оппозиции;
ж) повышение политической роли парламента окажет содействие осуществлению партиями их собственных функций и постепенному формированию в стране классической биполярной политической системы.
Что касается вчерашнего заявления Сержа Саргсяна, то из него можно сделать следующие выводы: пост президента в статусе английской королевы его не интересует. А о возможном премьерстве он говорил всего лишь с оговорками: «Если в результате окончательных обсуждений будет выбран путь, не соответствующий моему желанию, имею в виду парламентскую модель, то я не буду претендовать и на должность премьер-министра».
Кроме того, если Серж Саргсян вместе со своим недавним неожиданным откровением уже мысленно избрал себе преемника, то это будет означать, что конституционные реформы направлены на сохранение правящей системы – с преемником, предполагаемым Сержем Саргсяном, по которому он, конечно, сможет достичь договоренностей с «невластными» силами.
Эмма ГАБРИЕЛЯН