Представитель правящей Республиканской партии ожидает конкретных шагов, но если Турция хочет нового процесса примирения, то его отвергает политолог
«Я не против процесса нормализации армяно-турецких отношений, но что имеет в виду Давутоглу – вернуться к протоколам, или он предлагает что-то новое? Он должен раскрыть скобки. Если Турция говорит, что есть шанс восстановить этот процесс, то да, очень легкий шанс, если парламент Турции ратифицирует протоколы – это уже механически означает начало процесса, который предполагает открытие армяно-турецкой границы», – высказал мнение в беседе с «Аравот» руководитель общественной организации «Глобализация и региональное сотрудничество» Степан Григорян. Напомним, что на днях министр ИД Турции Ахмед Давутоглу также говорил о «нечеловеческих» страданиях, пережитых армянами в 1915 году, и призвал Турцию и Армению к диалогу.
В статье, опубликованной в субботу британском периодическом издании The Guardian, Давутоглу высказал мнение, что распространенное 23 апреля беспрецедентное заявление премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, в котором он от имени государства Турции выразил соболезнование внукам армян, «потерявших жизнь в начале XX века», предоставляет уникальную возможность для такого диалога. Тем не менее, Давутоглу не сказал ни слова о готовности Анкары признать Геноцид армян. Давутоглу в своей статье добавил, что Анкара, мол, «видит шанс вновь обрести упущенную в 2009 году возможность для примирения и сотрудничества». «Заявление премьер-министра Эрдогана – беспрецедентный и смелый шаг, сделанный в этом направлении», – сказал глава внешнеполитического ведомства Турции.
«Я считаю, что проблему признания Геноцида надо отделить от проблем улучшения отношений между Арменией и Турцией, установления дипломатических отношений и открытия границы. Проблема Геноцида очень важный и политический вопрос, но, тем не менее, он находится в исторической плоскости», – сказал Степан Григорян, добавив, что звучащие в последнее время со стороны руководителей Турции подобные заявления, по его мнению, напрямую связаны с процессом признания Геноцида: «Так как до 100-летия Геноцида остался год, очевидно, что многие страны признают этот факт, и это произойдет независимо от шагов, предпринятых Диаспорой и властей Армении. Политика, проводимая Турцией в течение последнего года, привела к обострению ее отношений со всеми соседями. В целом, многие недовольны тем, что Турция усиливается, и очевидно, что эти страны – Израиль, Египет, Сирия и ряд европейских стран, используют признание Геноцида против Турции, даже если Армения и Диаспора не приложат к этому усилий».
Читайте также
Степан Григорян заверяет, что, понимая это, Турция пытается осуществить некоторые шаги, и отмечает, что вместо того, чтобы предпринимать контршаги, Турция поступила бы умнее, если бы ратифицировала протоколы, тем самым существенно снизив напряженность.
На наш вопрос, как должен отреагировать официальный Ереван на эту инициативу Турции, Степан Григорян сказал, что Ереван должен потребовать от Турции четкости. Если турецкая сторона пойдет путем ратификации протоколов, то положительно. А если речь идет о новом процессе «Армения-Турция», то политолог уверен, что это будет всего лишь препятствовать признанию Геноцида: «Мир скажет: вы согласились с новым процессом, значит, подождите. Если Турция хочет новый процесс, значит, он должен быть отклонен».
А представитель правящей Республиканской партии Ованнес Саакян напоминает, что процесс армяно-турецкого примирения был заблокирован усилиями именно Турции, а значит: «Это все входит в число контршагов Турции, в связи со столетней датой Геноцида. Турция, думаю, проявляет некоторую осторожность и предпринимает подготовительные шаги, чтобы хотя бы несколько смягчить звучащие с разных площадок обвинения в их адрес». Наш собеседник не пожелал делать прогнозов о ближайших возможных событиях, поскольку и с турецкой дипломатией, и с ее стилем работы мы отлично знакомы: «В 1915 году имел место Геноцид, миллионы армян были изгнаны из своих домов и сегодня они разбросаны по всему миру. И есть еще факт, отрицание стало основным направлением внешней политики Турции. Если будут сделаны конкретные шаги, а не политические заявления, мы с удовольствием их обсудим».
Нелли ГРИГОРЯН