То, что в эти дни происходит на юго-востоке Украины иначе как гражданской войной не назовешь. Может кто-то и назовет иначе, но, когда граждане одной и той же страны убивают своих же граждан, причем массово, другие формулировки отходят на второй план. Донецкая народная республика уже приступила к формированию полков армии самообороны. Киев же готовит и проводит карательные операции. Ни одна из сторон отступать не собирается, впрочем, отступать-то и некуда. Далеко не сегодня начинался процесс, который должен был привести к данной ситуации. Подготовительный этап был уже в самом разгаре, когда президент Янукович, чувствуя себя вполне уверенно, вел переговоры с Европой с одной стороны и с Россией — с другой. Развитие событий уже тогда было предопределено.
О технологиях подготовки массовых волнений, мобилизации критической массы, а тем более силовых захватов и вооруженных переворотов теперь уже имеют представление почти все мало-мальски сведущие люди. История, конечно же, поставит все точки над «и» и рассудит виновных в убийствах людей, в дестабилизации и развале страны, которая обладала всем необходимым потенциалом для того, чтобы развиваться и процветать.
Найти ответ на вопрос, кому был выгоден подобный расклад и кто вкладывает огромные средства в дальнейшую эскалацию ситуации, не очень-то и трудно. Чересчур много очевидного в этой истории.
Когда несколько лет назад была озвучена идея формирования Евразийского Союза, многие эксперты посчитали, что Украина чисто теоретически, могла бы участвовать в таком формате. Когда же президент Российской Федерации Владимир Путин задал довольно-таки интенсивный темп развитию «евразийского диалога», и «евразийские консультации» прошли мирным маршрутом по многим городам России и стран СНГ, украинская сторона принимала в них активное участие. Более того, на состоявшемся в Киеве в апреле прошлого года круглом столе украинские власти довольно конкретно сформулировали свои ожидания и требования к странам участницам обсуждений и в первую очередь, конечно ж ,России. Затрагивались темы, касающиеся поставок газа, некоторых совместных экономических проектов, вопросов миграции и т.д.
Читайте также
В дальнейшем официальные переговоры на высшем уровне не раз принимали неожиданный оборот. Маневрируя между Евросоюзом и Россией, Украина перманентно задавала интенсивный темп развитию взаимоотношений то с одной, то с другой стороной. Однако в определенный момент украинские власти отказались подписывать какие-либо протокольные документы об участии в «евразийских консультациях», а чуть позже заявили о том, что Украина не готова вступить в Таможенный Союз, более того с точностью до наоборот намерена подписать Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом.
Думаю, хронология событий общеизвестна, а посему не буду приводить подробности. Суть в том, что после, казалось-бы, уже принятого окончательного решения, получив определенные обещания со стороны России, Киев, в очередной раз резко сменив позиции, заявил о готовности вступления в Таможенный Союз. Вот тогда-то и был дан старт развитию событий, которые привели огромную страну с громадными возможностями в потенциале и населением около сорока пяти миллионов к развалу.
Конечно, президент Янукович понимал, что участие Украины в том или ином международном формате будет иметь, мягко говоря, особое значение. Понимал он также, что окончательный выбор Украины в ту или иную сторону будет еще более значимым с учетом претензий на формирование нового международного объединения — Евразийского Союза,первоначальным этапом которого стал Таможенный Союз. А ведь вся система ТС предполагает конкретные ограничения в экономических взаимоотношениях стран-участниц с другими государствами и объединениями, не говоря уже об ЕврАзэс,ЕЭП и ОДКБ – форматах, ставших основой евразийского интеграционного проекта. Известно, что официальные представители некоторых государств-участников переговоров еще на первоначальном этапе открыто выразили также готовность сотрудничать в рамках Евразийского Союза. А именно участвовать в формировании интеграционного образования, претендующего на роль конкретного полюса в глобальном, многополярном мире, причем значительно превышающего по своему совокупному территориальному, экономическому, энергетическому, военно-стратегическому потенциалу масштабы отдельно взятых крупных мировых держав .
Между тем многие эксперты считали, что без участия Украины ни ТС, ни Евразийский Союз не станут теми структурами, которые будут в состоянии перевесить существующие геополитические полюса. Об участии России, Казахстана, Белоруси и Украины высказывались как о необходимом минимуме, который сделает Евразийский Союз необратимой реальностью. По известным причинам: территория Украины, коммуникационные и транзитные возможности, стратегическое значение, учитывая географическое расположение этой страны, и конечно же, рынок — ни Европа, ни Россия не могли придавать союзничеству с Киевом второстепенное значение. Какая из сторон приложила больше усилий для привлечения Украины к себе — вопрос риторический. Насколько эти усилия были равносильны или равнодейственны — теперь уже вопрос не первоочередной важности. Факт остается фактом, и реальность заключается в том, что единой Украины уже, к большому сожалению, не будет. Страна уже фактически разорвана на части.Западная Украина равно как и юго-восточные регионы «пересекли Рубикон», мосты сожжены, баррикады чрезмерно велики, а взаимная ненависть еще долго будет терзать сознание граждан еще совсем недавно единого большого государства.
Главный вопрос сейчас — какая из частей будущей федерации пойдет в Европу, а какая в Евразийский Союз? Ответ на него, на мой взгляд очевиден, и это лишь вопрос времени.
Во время же написания данной статьи под Славянском произошли очередные столкновения между частями регулярной армии под командованием Киевских властей и силами армии самообороны самопровозглашенной Донецкой республики. Гибнут люди…
Тигран Уриханян
Депутат НС РА