На переговорах следует представить все требования
Из развязанной Азербайджаном Карабахской войны, повлекшей за собой невосполнимые потери и страдания, армянская сторона вышла с честью. Нагорный Карабах был освобожден, а вокруг него был создан надежный пояс безопасности. Азербайджан упорно и долго противился установлению майского перемирия по той простой причине, что четко осознавал – соглашаясь с этим, он «ратифицирует» территориальные потери. Властям Азербайджана, потерпевшим в развязанной ими же войне поражение и потерявшим территории, трудно было согласиться на прекращение боевых действий, это было закреплением поражения, однако, к чести тогдашних властей Армении, им удалось заставить Баку пойти на перемирие, а военные победы армянская сторона закрепила также и на дипломатическом фронте: Нагорный Карабах был признан стороной конфликта, и в переговорах по Карабахскому урегулированию армянская сторона, по сути, заставила Азербайджан сесть за стол переговоров с карабахцами как равных.
20-летие установленного в зоне карабахского конфликта 12 мая 1994 года режима прекращения огня ознаменовалось призывами к сторонам и заявлениями с целью урегулирования проблемы, что не было неожиданностью. 20-летие режима прекращения огня было самым удобным поводом для придания нового импульса переговорному процессу, находящемуся длительное время в тупике. Удивительно другое… Тема урегулирования Карабахского конфликта давно стала удобным поводом для разного рода спекуляций необоснованными фактами.
Когда звучит обвинение, почему МГ ОБСЕ не может даже решить вопрос ведения переговоров с властями НКР, поднимающие этот вопрос даже не пытаются вернуться мысленно на несколько лет назад и вспомнить, что с 1998 года Карабах из переговорного процесса вытеснил Роберт Кочарян, аргументируя тем, что он представляет также и интересы Карабаха. После того, когда сопредседатель, представляющий в МГ ОБСЕ Соединенные Штаты, посол Джеймс Уорлик выступил в Фонде «Карнеги» с докладом на тему «Нагорный Карабах: пути урегулирования», накалились такие страсти, словно об участии в переговорном процессе Армении и являющихся основой переговоров предложениях услышали впервые.
Читайте также
И каждый такой повод служит целям на данный момент. На этот раз американский сопредседатель оказался в прицеле критики из-за того, что выступил со своими комментариями по поводу раскрытых еще несколько лет назад президентами стран-сопредседателей МГ ОБСЕ Мадридских принципов, и объяснил, как он представляет реализацию этих принципов.
10 июля 2009 года на саммите в Аквиле трое из руководителей стран Большой восьмерки – президенты США, Франции и России – Барак Обама, Николя Саркози и Дмитрий Медведев выступили с заявлением, в котором призвали лидеров Армении и Азербайджана урегулировать затянувшийся Нагорно-Карабахский конфликт. Они подчеркивали, что основополагающие принципы отражают разумные взаимоуступки, основанные на неприменении силы, территориальной целостности, равноправии народов и самоопределения на основании принципов заключительного Хельсинкского акта, и сообщали, что Основополагающие принципы следующие: возвращение территорий, окружающих Нагорный Карабах, под контроль Азербайджана, промежуточный статус НК, который предоставит гарантии безопасности и самоуправления, коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом, определение в будущем правового статуса Нагорного Карабаха путем юридически обязывающего волеизъявления, право на возвращение на прежние места жительства внутренне перемещенных лиц, международные гарантии безопасности, которые включат в себя миротворческие операции.
Причем, следует напомнить, что Мадридские принципы появились намного раньше – во время Роберта Кочаряна. «Мы поручаем посредникам передать президентам Армении и Азербайджана представленный в 2007 году в Мадриде дополненный вариант плана по установлению мира», – говорили 10 июля 2009 года Обама, Саркози и Медведев.
Где находился посол Уорлик, когда президенты США, РФ и Франции раскрыли вышеупомянутые принципы урегулирования?.. В то время он не был сопредседателем МГ ОБСЕ. Да, вероятно, официальный Вашингтон счел целесообразным сегодня, чтобы посол, представляющий его страну, отметил важность 20-летия перемирия и адресовать сторонам послания. Но у нас сразу же начинается поиск и классификация на «продажных» и «патриотов», потом находится «спаситель» в лице России, тогда как любой человек, более или менее знакомый с историей Нагорно-Карабахского урегулирования, знает, что позиция официальной Москвы не отличается от позиции Вашингтона и Парижа, о чем свидетельствовали заявления всех бывших российских сопредседателей. Выступление американского сопредседателя Уорлика несколько дней назад было ничем не хуже заявления министра ИД РФ Сергея Лаврова, сделанного ровно год назад. В мае прошлого года одной из основных тем переговоров между министром ИД РФ Лавровым и ИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым была Карабахская проблема. Во время последовавшей после их встречи пресс-конференции Лавров сказал буквально следующее: «Статус-кво, безусловно, неприемлем, причем, для всех. В первую очередь, для жителей Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха, я глубоко убежден в этом. Статус-кво означает не только нерешенность вопроса о возвращении азербайджанских территорий, но и экономическую блокаду Армении…».
И официальный Ереван, и официальный Баку на днях отреагировали на выступление американского сопредседателя Уорлика в МГ ОБСЕ, выразив свою готовность продолжить переговоры в рамках МГ ОБСЕ, естественно, на основании предложений, лежащих на столе переговоров.
Вести переговоры лучше, чем их не вести. Может быть, сохранение статуса-кво удобный вариант – во избежание нежелательного пути разрешения конфликта. Но, значит, в этом случае надо также четко зафиксировать: было бы более логичным, если бы все «патриоты» свои требования и призывы адресовали прежним и сегодняшним переговорщикам, то есть, властям, которые на протяжении лет вели переговоры, дали свое согласие и работали над представленными предложениями. А те, кто вели переговоры до 2008 года, которые сегодня дают оценки, пусть будут добры представить обществу результаты их переговоров, например, Киуэстские принципы.
Эмма ГАБРИЕЛЯН