Мы все живем стереотипами – национальными, политическими, социальными, а некоторые может быть также и религиозными. Отказаться от всех стереотипов невозможно: они помогают нам в некоторых повторяющихся ситуациях проявлять схожее поведение. Если в каждой ситуации мы будем думать, как нам следует поступить, это, по всей вероятности, весьма усложнит нашу жизнь.
Однако, есть противоположная крайность, вообще не думать, не анализировать и подходить к жизни с такими готовыми рецептами: все богатые (в Армении) воры, все турки кровожадные, все русские алкоголики, все европейцы гомосексуалисты. Не исключаю, что так жить легко. Но всегда ли надо стремиться к такой упрощенности?
Я тоже, как и все остальные, руководствовался и, вероятно, во многом руководствуюсь ошибочными, ложными стереотипами. И сейчас, естественно, я могу говорить о тех стереотипах, от которых сумел отказаться сам. Первый об Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн». Стереотип заключался в том, что это революционная, экстремистская, «панджунистская» организация, которая ради каких-то сумасбродных «грез» и нереальных «исторических чаяний» готова развалить нынешнюю Республику Армения.
Понятно, что такие проявления были и все еще есть, а идеология этой партии продолжает оставаться мне чуждой. Но сейчас я уверен, что подавляющее большинство дашнакцаканов, как в Армении, так и в Диаспоре, не меньше чем я заинтересованы в укреплении и развитии Армении. Благодаря чему был разрушен этот стереотип? Понятно, что благодаря сбору, чтению и изучению информации, наблюдениям и открытости для информации, противоречащей стереотипу.
Читайте также
Второй стереотип, от которого я отказался, касался «ахпаров». Якобы, это жадные, лицемерные обыватели, довольствующиеся в своих роскошных домах поклонением картине с видом на Арарат. И даже их разговор на западно-армянском языке звучал для меня смешно. Последним аргументом, сломавшим этот стереотип, стали приехавшие в последние 2-3 года на Родину армяне из Сирии. Понятно, что самые богатые сюда не приедут, они отправятся в более процветающие страны. А те, кто приехали в Армению, являются представителями средней прослойки: торговцы, мастеровые, служащие. Те, с кем я общался, скромные, трудолюбивые и уравновешенные люди. Эти люди совершенно не вписываются в мой прежний стереотип об «ахпарах». И даже их язык звучит для меня теперь красиво. Они не «ахпары», а «ехпайры» – братья.
АРАМ АБРАМЯН