“От выстрела вражеского снайпера погиб армянский солдат”. Такие сообщения мы слышим часто. В 21-ом веке, когда информационные технологии достаточно развиты и широко применяются во всех областях жизни, необходимо, чтобы они больше применялись в сфере обороны, особенно в армии. Информационные технологии объявлены в Армении приоритетным напрвлением, правительство всегда с гордостью подчеркивает, что наши специалисты конкурентоспособны во всем мире, сфера находится в центре внимания властей страны. В таком случае почему бы не использовать знания и программы наших специалистов в армии, на линии соприкосновения с противником, что позволит защитить наших военнослужащих от снайперских выстрелов противника? Исполнительный директор Союза предприятий информационных технологий (СПИТ) Карен Варданян убежден, что внедрение таких технологий позволит исключить жертвы от выстрелов противника.
На днях в беседе с lratvakan.am Варданян отметил, что есть информационные системы, с помощью которых можно установить, какие действия предпринимает противник на линии соприкосновения. До этого заявления министр обороны Нагорно-Карабахской Республики Мовсес Акопян, отвечая на вопрос журналиста, почему системы наблюдения не меняют на электронные, сказал, что на практике их задействование на передней линии сопряжено с определенными трудностями. Министр также отметил, что это не требует больших затрат, просто установка подобных систем технически невозможна, к тому же имеется нехватка специалистов.
Карен Варданян опроверг слова Мовсеса Акопяна: “Я думаю, что командующий глубоко заблуждается. Многие наши военные и политические рукорводители не верят, что в Армении можно осуществлять такие серьезные вещи, и возлагают надежды на армии других стран”. Руководитель СПИТ перечислил все те системы, которые можно внедрить в армии. Например, системы, фиксирующие движение противника на позициях и в тылу, координаты движения, определяющие объект перемещения – человек, животное или снайпер. Есть антиснайперские комплексы, которые автоматически определяют источник огня и уничтожают его. Есть строительная техника, которая может работать без персонала – скажем, трактор, который безо всякого риска роет окопы “под носом” противника.
Пресс-секретарь министра обороны Арцрун Ованнисян, отвечая на вопрос, почему министерство обороны не использует в армии весь потенциал наших специалистов, отметил, что минобороны сотрудничает с предприятиями информационных технологий и откликается на выполняемую ими серьезную работу в соответствии со своими возможностями и ситуацией.”Предотвращать все с помощью технических средств – это из области фантастики, но они действительно выполняют серьезную работу”,- добавил пресс-секретарь.
Читайте также
По словам Карена Варданяна, они много раз обращались с предложениями в МО. “Однако основная проблема в том, что в системе МО существует распределение определенной суммы. И в этом вопросе все настолько окостенело, что сломать эти стереотипы очень сложно. Если хотят решить вопрос позиций, то это делается за счет артиллерии. Для этого за рубежом приобретаются артиллерийские мины, в результате чего они получают выгоду. Это считается бизнесом”. Комментируя эти высказывания, Арцрун Ованнисян сказал: “Это несерьезно. Если это бизнес, то бизнес можно делать везде. И с ними тоже”.
В беседе с нами военный эксперт Давид Джамалян отметил, что на некоторых участках нашей государственной границы сигнальные системы установлены и являются весьма эффективным средством. Касаясь международного опыта, эксперт назвал армию Израиля, где указанные системы используются в максимальной степени.
Нелли БАБАЯН