Находившиеся вчера в Армении главный редактор портала “Однако. Евразия” Семен Уралов и главный редактор журнала “Белорусская думка” Вадим Гигин пытались объяснить армянским журналистам, какие большие перспективы открывает перед нашей страной Евразийский экономический союз и чего может добиться Армения, став членом ЕЭС. В качестве скорейшего и ключевого шага, который должна предпринять Армения, С.Уралов назвал задействование железной дороги РФ-Грузия-Армения. Дав ей название “Транзит интеграция”, главный редактор “Однако.Евразия” подчеркнул, что основным фактором должно стать армянское лобби, которое в РФ, Грузии и даже США и ЕС должно сделать все, чтобы добиться задействования железной дороги. Назвав себя реалистом, Уралов отметил, что без армянского лобби ничего не получится. По его словам, Россия этот вопрос не решит. Она предприняла некоторые шаги навстречу Грузии, например, открыла рынок для “Боржоми”, а остальное должно сделать армянское лобби.
Армянские эксперты, которые глубже знают эту проблему, естественно, не были согласны с подходом российского коллеги. На вопрос, в состоянии ли армянское лобби каким-то образом воздействовать на процесс, заместитель директора Института Кавказа, политолог Сергей Минасян ответил: “Поскольку железная дорога проходит через территорию Абхазии и Грузии, то в дело ее задействования должны быть вовлечены Россия, Грузия и в некотором смысле Армения. Однако основной является политическая проблема между Абхазией и Грузией. Обе стороны считают, что задействование железной дороги может определенным образом отразиться на их отношениях. Проблема более серьезная, чем можно представить. В свое время предпринимались многочисленные попытки восстановить железную дорогу: сперва Саакашвили обещал, потом Иванишвили… Но сейчас у меня нет надежды на быстрое решение этого вопроса. Что касается армянского лобби, то теоретически кажется, что оно поможет, но на практике – вряд ли, поскольку все понимают, что этот вопрос связан с интересами Грузии. И не надо делать лоббинг, надо попытаться вместе с грузинскими властями понять, возможно это или нет”.
Научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления, эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян отметил, что Россия должна быть последовательна в этом воросе: “Россия до сих пор не прибегала к серьезным шагам, чтобы вывести этот вопрос из тупика. Правда, после последних событий Абхазия благодаря новым властям может стать не тупиком, где чиновники распыляют получаемые от Москвы деньги, а создать при содействии РФ более или менее действенную экономику, основанную на туризме, сельском хозяйстве и, почему нет, транзите из России на Южный Кавказ”.
Что касается Грузии, то, по словам Меликяна, начиная с октября 2012 года грузинская сторона пытается использовать во внешней политике все возможности, благодаря чему активизируется экономика государства, Грузия, не имея с РФ дипломатических отношений, я даже начала возобновлять с ней связи. “Не думаю, что грузинская сторона будет против задействования железной дороги. Но есть вопросы, ответов на которые нет: кто будет инвестировать средства в строительство уже не существующей в Грузии железной дороги? где будут установлены таможенные пункты – на российско-абхазской или грузино-абхазской границе?”.
Читайте также
Эксперт также отметил политический аспект, в частности то, что после украинских событий возобновившийся в политической сфере процесс налаживания российско-грузинских отношений остановился. “До того, как приступить к вопросу грузинской железной дороги, необходимо добиться прогресса в российско-грузинских отношениях, где армянское лобби не в состоянии решать вопросы. Теоретически Ереван может взять на себя роль связующего моста между РФ и Грузией, но и это пока нереально из-за некоторых субъективных и объективных причин. Кроме того, отдельным фактором является Азербайджан, который реализует совместно с Турцией проект железнодорожного сообщения Баку-Тбилиси-Карс через территорию Грузии. А эти страны считают задействование абхазской железной дороги опасным с точки зрения своих региональных проектов и своей политики, а потому будут всячески этому препятствовать”.
Мелания БАРСЕГЯН