Как только Национальное собрание приняло решение, согласно которому можно отказаться от накопительной пенсии, молодые сотрудники «Аравот» все как один написали заявления и получили обратно отчисленные в апреле «накопительные» суммы под девизом – «ни одной копейки государству». Потому что они не уверены, что эти деньги принадлежат им, и они получат их спустя десятилетия, они уверены, что эти деньги идут государству, которое наши сограждане приравнивают к властям. И вовсе не так, что для такого отождествления нет никаких оснований: мы действительно не знаем, какие власти в какой момент запустят руки в государственную казну и сколько оттуда заберут. Значительная часть жителей Армении (в том числе и сотрудники «Аравот», родившиеся после 1974 года) воспринимают накопительную пенсию как дополнительный налог, который хотят навязать им на шею на каких-то абсурдных основаниях. Я не ставлю задачей объяснять кому-либо преимущества накопительной системы.
Как у владельца, у меня есть проблема, что мои сотрудники работали эффективно, а они смогут добиваться лучших результатов, если будут получать, скажем, 200 тысяч, а не 190.000, лишаясь каждый месяц 10.000 по необъяснимым причинам. И я, таким образом, как работодатель, заинтересован, чтобы обязательный накопительный элемент не действовал, люди получали больше денег, лучше работали, и их настроение из-за этих потерянных 5 процентов не портилось. Я уверен, что так думает руководитель любого частного или государственного учреждения, если, конечно, у него нет врожденных садистских наклонностей. Разве директор школы не желает, чтобы его учителя получали более высокую зарплату, приходили на работу с хорошим настроением и передавали свои знания детям?
Но он также хочет сохранить и свой директорский пост. А для этого он должен носить значок Республиканской партии и безоговорочно выполнять поступающие «сверху» распоряжения. Директива, насколько я понимаю, заключается в следующем: придать вид, что учителя, якобы, настолько воодушевлены идеей накопительной пенсии, что не пишут заявлений с отказом от нее. На самом же деле это исключается: в атмосфере общего недоверия люди не захотят добровольно отказываться от своих денег. Препятствия для заявлений с отказом создаются не только в школах, а во многих других государственных учреждениях, а также крупных предприятиях, которые «де-юре» являются частными, а на самом деле «государственные», то есть, принадлежат властям. Но я специально выделил школы, потому что они, по понятным причинам, очень важные, стратегические объекты. И именно с руководителями и учителями школ поступают безжалостно – как во время выборов, так и сейчас.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН