Сети против государств?
Вчера в Персидском заливе появился авианосец «Джордж Буш», чтобы «с близкого расстояния следить» за иракскими событиями. Как известно, в этой стране суннитское вооруженное формирование под названием «Государство Ирака и Леванта продолжает наращивать военные успехи и угрожает направить свой удар на столицу – Багдад. Ирония судьбы заключается в том, что, как известно, бизнес-интересы семьи Джорджа Буша (вероятно, авианосец был назван в честь старшего) тесно связаны с нефтью Саудовской Аравии, а эта страна единственная, которая более или менее «прозрачно» финансирует вышеупомянутое вооруженное формирование. Набравшие огромный размах суннитские боевики на «официальном уровне» не нравятся ни Соединенным Штатам, ни шиитскому Ирану. Эти две страны, которые во многих остальных вопросах являются противниками, заявляют, что готовы помочь правительству Ирака в борьбе с этими боевиками, но не готовы направить в Ирак свои войска и вмешиваться в конфликт.
Точно также утверждает и Турция, что эти вооруженные боевики являются террористами, поскольку те взяли в заложники сотрудников консульства Турции в Мосуле. Но вспомним, что аналогичное формирование напало и на заселенный в основном армянами сирийский город Кесаб, вторгшись в Сирию именно со стороны турецкой границы. Итак, первое впечатление такое, что государства просто притворяются, осуждая «суннитских террористов». Может быть, такой момент и существует, но вероятно проблема кроется намного глубже.
Эксперты утверждают, что помимо Саудовской Аравии, данное проблематичное формирование также вооружают и финансируют, по крайней мере, два важных источника: получившая в последние годы развитие исламская сеть и разные, в том числе и спец.службы вышеупомянутых стран. Согласно этой теории, в мире существуют разветвленные надгосударственные сетевые структуры, которые часто конкурируют с государствами и их, условно называемыми, «национальными интересами». Они действуют разными методами, в одном месте просто пропагандируют (частично это то, что мы на бытовом языке называем «сектантским движением»), а в других местах – поставляют оружие и стреляют. Государственные спец.службы крупных стран (например, Соединенных Штатов), естественно, внедряются в эти сети и пытаются создать свои сети, иногда готовят Бен Ладенов, после чего, в буквальном смысле слова, оказываются в незавидном положении. Согласно этой точке зрения, «Исламское государство Ирака и Леванта» именно такое явление: государства с той или иной долей искренности выступают против этого формирования. Но порой они перед этими сетями бессильны.
Имея миллионы соотечественников в мире, мы, армяне, можем и обязаны создать нашу сеть, которая может быть и не будет такой могущественной, как остальные, но сможет решать важные для нас вопросы. Это, конечно, сложный и скрупулезный процесс, который не может ограничиваться мероприятиями типа «Ари тун».
Арам АБРАМЯН