Мое общение с мэром Глендейла Заре Синаняном был очень вдохновляющим по нескольким причинам. Прежде всего мне нравится, когда должностные лица при общении с журналистами проявляют сдержанность и скромность. Не то мне вспомнился один из начальников управления Ереванской мэрии, который в ответ на вопрос журналиста сказал: «Так как я начальник управления, то могу общаться только с начальниками, то есть, с редакторами».
Во-вторых, конечно, было приятно, что американским городом управляет молодой человек, родом из Армении, который в 1988 году, в 14-летнем возрасте покинул Советскую Армению, продвинулся вперед благодаря своим личным достоинствам, став членом городского совета, а затем мэром. Но самое главное, это его здоровое отношение к взаимоотношениям Армении и Диаспоры. В Диаспоре, как я вижу, есть две крайности. Армяне «традиционной» диаспоры, если интересуются Арменией, то только в контексте национальных проблем, но так, как они сами понимают эти проблемы – Армянский вопрос, геноцид, требования. С этой точки зрения им кажется, что не столь важно, каким государством является Армения, какой здесь режим, только бы нам всем вместе добиваться решения этих вышеупомянутых проблем. Эти наши соотечественники не считают уместным говорить о политическом и экономическом развитии Армении, о легитимности власти и их подконтрольности.
А те, кто уехали отсюда после 1990 года (опять же, если они интересуются родиной), говорят именно об этих проблемах. Но вся горечь в том, что многие из этих «новых армян диаспоры» к этим, крайне болезненным для нас вопросам, относятся с озлобленностью, словно подсознательно пытаясь оправдать свое отсутствие здесь. «Постройте хорошую Родину, и я вернусь», – часто именно это звучит «между строк» в их словах.
А мы, жители Армении, временами и не пытаемся понять их – и «традиционных», и «нетрадиционных», наоборот, мысленно или даже публично, пытаемся, как правило, их обвинить в том, что они не разделили и не разделяют наших мытарств. Основа этих упреков чисто эмоциональная, и от них следует избавляться.
Читайте также
Заре Синанян далек от всех этих крайностей, и сказанное им заключается в том, что мы, армяне, должны один раз все вместе искренне «объясниться», но объяснение не должно длиться годами. После принятия взаимных ошибок и признания собственной вины следует идти вперед, помня о том неоспоримом положении, что ключ к решению любых национальных проблем находится здесь, в Республике Армения.
АРАМ АБРАМЯН