Бывший член Армянского национального конгресса, депутат фракции “Наследие” Александр Арзуманян считает, что четверка невластных парламентских сил создала иллюзию широкого сотрудничества.
12 пунктов, которые якобы в качестве выдвинутых властям требований опубликовала четверка невластных парламентских сил – “Процветающая Армения”, Армянский национальный конгресс, АРФ Дашнакцутюн и “Наследие”, были представлены как якобы повестка единых действий. Представители четверки утверждают, что выполнение этих пунктов существенно изменит как положение граждан РА, так и ситуацию в стране. Вы с этим согласны?
В данном случае четверка явно пытается решить одну задачу – создать иллюзию широкого сотрудничества между четырьмя парламентскими силами и убедить, что это залог долгосрочного сотрудничества. В этом плане они пытаются найти такие формулировки, которые могут удовлетворить и крайние, и так называемые альтернативные подходы. На самом деле эти 12 пунктов ничего не содержат. Непонятен подход в частности тех сил, которые называли действующие власти нелегитимными, бандократией и требовали скорейшей отставки действующего президента. Этими пунктами они всего лишь дают возможность бандократии продолжать свою деятельность. Они берут перерыв на несколько месяцев, чтобы суметь каким-то образом решить те вопросы, которые уже стоят на повестке. Мы неоднократно имели возможность убедиться в том, что действующая власть не может решить проблемы. Мы видим необходимость внесения системных изменений. Действующие власти неспособны вывести страну из этого глубокого кризиса. Ничего не означающие пункты и требования действительно направлены на то, чтобы создать в обществе такую иллюзию. Не думаю, что это может привести к каким-то положительным результатам в плане становления политического поля. Тем самым оппозиционное политическое поле полностью размывается.
В ответ на недоумение и обвинения журналистов в том, что они выступают в конструктивном поле с существенно измененной позицией, Левон Зурабян ответил, что на данном этапе они посчитали важным сохранить сотрудничество четырех сил. А осенью уже предусмотрены совместный митинг и обобщение результатов. Можно ли в указанный период ожидать более жестких шагов и инициатив?
Читайте также
Во-первых, что значит посчитали важным сохранить сотрудничество, уступить, ослабить требования? При такой логике можно спокойно сотрудничать и с властями, заявив, что мы смягчили наши подходы, чтобы создать возможность вместе с властями, в широком формате вывести страну из кризиса. Так, пожалуй, было бы более честно и откровенно. Я не знаю, в чем причина того, что какие-то политические силы, которые сами не могут сориентироваться в сегодняшнем политическом поле… обязательно хотят помочь этим людям, чтобы они выбрали какое-то направление. В конце концов решение должны принять они сами и их избиратели. А что будет в сентябре? Вы знаете, сколько раз за последние 22 года мы слышали о том, что скоро будет мощный митинг, который даст ответы на все вопросы… Армянская общественность до сих пор ждет этих ответов. Сегодня открыто выражается недовольство, подавляющее большинство народа недовольно. В стране невыносимая социальная ситуация. Общество просто ждет революционных изменений, надеется, что найдутся политические силы, которые, оставив в стороне те или иные игры, возглавят этот общенародный протест. К сожалению, в настоящий момент эта сила не видна. Что касается остального, то поживем – увидим.
За исключением некоторых слабых подколов власти в целом с похвалой отозвались о предложениях четверки. В частности положительных оценок удостоилось то, что четверка перевела действия в конструктивное поле. Положительно отреагировал на 12 пунктов и президент. Это было ироничное отношение властей к оппозиции?
Нет. Власть выразила удовлетворение тем, что ее политика во внутриполитическом поле привела к успеху. Власть командировала часть своих представителей в оппозиционное поле и тем самым сумела полностью завладеть как властным, так и оппозиционным политическими полями. Именно поэтому отклики были довольно положительные, поскольку все это входит в планы властей.
На конференции Евразийского экономического союза в Астане президент Серж Саргсян для членства в ЕЭС попросил время до 15 июля, а для решения “технических вопросов”членства в Таможенном союзе – до 1 июля. Эти сроки истекают. Есть ли та база, которая позволит Армении привести в окончательный вид документы, необходимые для членства в ТС?
Весь этот процесс протекает непрозрачно. Национальное Собрание вообще не принимает никакого участия. Мы документальную базу пока не получили, чтобы обсудить и выяснить, куда идем, что делаем. На самом деле ожидаются поправки к ряду законов, мы должны пойти на ряд уступок. Даже в нашей Конституции, на мой взгляд, будут пункты, которые вызовут противоречия, поэтому необходимо будет провести в парламенте серьезное обсуждение и, почему нет, даже потребовать решений Конституционного суда. В целом же мои подходы известны: я против членства Армении в Таможенном союзе. Поживем – увидим. Но я не уверен, что до 1 июля все эти документы будут готовы.
Беседовала Нелли ГРИГОРЯН