Во время состоявшихся вчера во дворе Гюмрийской гостиницы «Берлин» по инициативе центра «Медиа» слушаний на открытом воздухе на тему «Занятость, миграция и молодежь», преподаватель ЕГУ, этнограф Агаси Тадевосян, говоря об образовательных, экономических и других причинах миграции, сообщил интересные факты. «Если раньше люди мигрировали в основном для решения проблем существования семьи, то со временем те, кто уезжали и приезжали, видели, что за пределами страны есть больше возможностей для будущего детей, для них самих, потому что многие из них были специалистами, скажем, просто ремесленниками, квалифицированными мастерами, у которых стоял вопрос развития и реализации возможностей. Пришел момент, – такой подход начался уже после 98-го года, – когда люди начали рассматривать миграцию как средство для человеческого развития, то есть, перестали видеть в Армении будущее своих детей, а видели его в той стране, где имелись более высокие возможности для образования, медицинские возможности, а продолжительность жизни была выше, и самое важное, более высокими были возможности для развития и реализации своего мастерства, имелось больше возможностей, так сказать, для карьеры. По этой причине возникла новая волна, из Армении стало выезжать еще больше квалифицированных специалистов.
Я сам побывал в самых различных местах пребывания армян, в том числе, и в странах бывшего Советского Союза – СНГ, и за пределами Содружества в так называемом «дальнем зарубежье». Например, в Сан-Франциско, я был сильно удивлен, потому что встретил там очень много армян, армянских мужчин молодого возраста, входящих в возрастную группу примерно с 25-27 до 45-50 лет, которые работали в самых престижных и наиболее высокооплачиваемых кампаниях по высоким технологиям. Например, мне сказали, что в Microsoft работают 500 эмигрировавших из Армении программистов, часть которых уже имеет гражданство, а остальные находятся в процессе получения, были люди, которые основали частные офисы, открыли свой бизнес. У них не стоит вопрос возвращения».
По словам профессора-этнографа, большое распространение у нас начала получать образовательная миграция. Система образования в Армении постепенно теряет свое качество с точки зрения международной конкурентоспособности, то есть, студенты не видят в Армении рынка, где смогут в дальнейшем реализовать себя как специалисты, а армянские вузы не могут дать того образования и знаний, чтобы выходить на международный рынок, и это вызывает образовательную миграцию. Как указывает этнограф, получившие за рубежом образование молодые люди ищут пути снова вернуться за рубеж. Агаси Тадевосян привел в пример молодых врачей, которые обучаются или проходят переподготовку за рубежом, возвращаются в Армению и столкнувшись с существующими в сфере здравоохранения разными проблемами – коррупцией, родственными связями, разочарованными покидают Армению. В результате, имеющие серьезные проблемы со здоровьем жители страны не могут получить лечение в Армении.
Как считает этнограф, миграция приобрела у нас наследственный характер. «Совсем недавно я провел исследования, и если вы побеседуете с людьми в селах и городах, то миграция, особенно у молодежи, стала в каком-то смысле наследственным феноменом, даже культурным феноменом, и это превратилось в повседневную практику. Я часто слышу, что в селах, особенно в селах Ширакской области, сами мигранты, – речь идет о сезонных мигрантах, или говоря народным языком, хопанщики, – говорят, что они похожи на перелетных птиц, у них инстинкт, как только наступает весна, они должны совершить перелет, потому что в течение многих лет у них сложилась такая практика, чтобы, скажем, вопросы хлеба насущного решать посредством миграции, и это передается также от отца к сыну. Я бывал в таких семьях, где вместе выезжают сразу представители нескольких поколений, мне попалась такая семья, где одновременно отправлялись на заработки три поколения мужчин – дед со своими детьми и внуками. Это становится стратегией – стратегией решения ежедневных насущных проблем семьи. С одной стороны это решает проблему выживания, с другой стороны превращается в привычку, которая не позволяет человеку искать альтернативные возможности на месте для решения вопросов содержания семьи и образования детей – миграция не оставляет людям места для размышлений, что можно сделать на месте. И мы дошли до того состояния, когда на государственном уровне объявляем миграцию в качестве стратегического экономического ресурса. Вот, например, председатель нашего Совета национальной безопасности Артур Багдасарян отправился на специальные переговоры, потому что люди и целые семьи действительно оказались перед крахом, когда в России был принят новый закон, регулирующий миграцию, и в какой-то момент свободный въезд в Россию был закрыт».
Читайте также
Он предупреждает, что в Армении возникает дефицит квалифицированного человеческого капитала. «Если страна развивается, то она должна установить критическую черту, – разными экспертами она указывается в пределах примерно 27-31 процентов, – если среди населения этот процент нарушается, то данное общество сталкивается с дефицитом человеческого капитала и оказывается в статусе страны, нуждающейся в перманентном поступлении внешних инвестиций, я имею в виду не только финансовые инвестиции, а также и потребность в квалифицированных специалистах. Я это очень хорошо чувствую в своем окружении, если зайти в армянские вузы, вы увидите, что высококлассные профессора мечтают о преподавательской деятельности в западных вузах, и заняты такими поисками», – отмечает с горечью этнограф.
Нуне АРЕВШАТЯН