Aravot.am поинтересовался у микрохирурга, кандидата медицинских наук, сотрудника кафедры пластической реконструктивной хирургии и микрохирургии Ереванского государственнрого медицинского университета им. Мхитара Гераци Карена Петросяна, уже год работающего в гюмрийском медицинском центре, кто в Ширакской области, которая официально признана бедной, обращается к пластическому хирургу – армяне или военнослужащие размещенной в Гюмри российской военной базы и их жены и с какими проблемами. “Были, конечно, случаи, когда обращались жены российских военнослужащих, но чаще обращаются местные жители, которые работают за рубежом и зарабатывают там деньги. Обращаются в основном с проблемам эстетической хирургии – ринопластика, пластика груди, передней брюшной стенки. Но постепенно увеличивается число больных, которые обращаются с проблемами конечностей, лица, сосудов, нервов, вызванных травмами”,- сказал Карен Петросян. Однако многие гюмрийцы стесняются обращаться к специалисту, боясь, как бы соседи или родственники не узнали, что они сделали операцию носа или убрали обвисший живот. “Обращение к пластическому хирургу для проведения эстетической операции нормальное явление. Если какая-то часть тела не нравится человеку, то нужно устранить недостаток, тем более, что в Гюмри, по сравнению со столицей, те же услуги стоят на 30 процентов дешевле. Гюмрийцам мешает менталитет, но главное, чтобы люди, у которых есть недовольство собой и проблемы, приходили к врачу, что позволит им повысить самооценку. Я много лет проработал за рубежом и могу сказать, что там очень модно делать пластические операции”,- сказал Карен Петросян, получивший образование в Москве. По его словам, недавно в Фейсбуке он объявил конкурс на проведение бесплатной операции по исправлению некрасивого носа. И в этом конкурсе победила армянка из Сирии. Пластический хирург намерен организовать аналогичную акцию и в Гюмри. Он также сообщил, что за время работы в Гюмри к нему обращались и с просьбой сменить пол, но поскольку в Армении такой закон пока не принят, он отказался сделать такую операцию, порекомендовав этим лицам решить свою проблему в другой стране. “Мы не смогли помочь им, так как закон не действует. Конечно, обращающихся с такой проблемой мало, но были случаи, когда к нам приходили и мужчины и женщины. Мы не исследовали их в полной мере, чтобы выяснить, транссексуалы они, трансвеститы, и направили к сексопатологу”.
В ответ на наше удивление тем, что в Гюмри не постеснялись придти к врачу с такой проблемой, Карен Петросян сказал, что встреча с ними проходила конфиденциально, без родных и знакомых.
Мы напомнили хирургу о том, что после интервью с ним о проблеме смены пола поднялся большой шум, многие высказали критику, отметив, что врачи думают только о деньгах, поэтому предлагают узаконить в Армении такие операции, не задумываясь над тем, что это может привести к росту извращений… По словам Карена Петросяна, если человек испытывает необходимость в смене пола, он обязательно сделает такую операцию, если не в Армении, то в какой-нибудь другой стране. В России, Беларуси, Украине такой закон действуют, а армяне, помимо указанных стран, едут также в Таиланд.
Врачи представили в министерство здравоохранения РА проект закона о смене пола, но вопрос до сих пор не решается. “Независимо от того, действует в Армении этот закон или нет, существует популяция, у которой есть проблемы, и этим людям можно помочь, можно их лечить, но до сих пор я не вижу положитепльных сдвигов”,- сказал пластический хирург. Нас также интересовало мнение нашего собеседника о победившей в этом году на конкурсе “Евровидения” Кончите, которую так жестко критиковали мы, армяне. Она больна или просто выбрала такой образ? — поинтересовались мы.
Читайте также
“Я прочитал в интернете о том, что она трансвестит, а это болезнь – человек надевает одежду противоположного пола, в которой чувствует себя комфортно и представляет себя именно с такой внешностью… Конечно, нельзя осуждать таких людей, они есть и в Армении…”
Мы спросили Карена Петросяна, как он относится к легализации однополых браков и что в этом случае правильнее – разрешать такие браки или лечить этих людей. Хирург решительно высказался против однополых браков, но отметил, что каждое государство само должно решать, как поступить. “Я думаю, что в случае с нашей малочисленной нацией, которая имеет демографическую проблему, генетические проблемы, это неправильно…”,- ответил наш собеседник.
На вопрос, сколько в Армении транссексуалов, Карен Петросян сказал, что не может привести точную статистику, так как в Армении нет таких данных. “Но могу сказать, что для нашей малочисленной нации таких людей довольно много, они появляются на каждом шагу. Часть из них, естественно, это скрывает, а часть открыто демонстрирует”.
Нуне АРЕВШАТЯН