Лента новостей
Новости дня

Кто станет следующим президентом Армении – 3

14 июля,2014 23:56

Если бы мы были убеждены, что конституционные реформы станут реальностью, то написали бы в заголовке не «президент», а «премьер-министр» или что-то иное. Однако по положению на данный момент в Армении все решает президент, поэтому мы и продолжаем писать в заголовке «президент».

Сколько бы первый и второй президенты не выражали недовольство нынешней ситуацией и лично Сержем Саргсяном, оба они сделали все от них зависящее, чтобы конституционно сконцентрировать всю власть в руках президента Армении. В прошлый раз мы высказали предположение, что будущее первое лицо Армении, судя по всему, будет богатый человек. На такую мысль нас наталкивают не только развивающиеся «политические» процессы в Армении, но также процессы и реалии, происходящие в постсоветских республиках. По нашему мнению, принадлежность к числу богатых людей нынешнего президента Украины вовсе не случайность. Богатый Иванишвили не стал первым лицом в Грузии лишь потому, что этого не пожелал он сам. Не захотел быть первым лицом, и поэтому сделал первым лицом своего человека. То есть, он сам диктовал содержание и ход событий. Возможно, что и в Армении произойдет нечто подобное. В лучшем случае. Или, наоборот, в худшем случае. В зависимости от того, кто это будет и как это произойдет.

Пример новоизбранного президента Украины также показал, что богатые за это время поняли, что лучше им самим становиться первым лицом, чем назначать своего ставленника, поскольку ставленник, приобретая власть и становясь в течение этого времени богатым, в один прекрасный день может стать неуправляемым.

Иными словами, со временем трансформации подвергается также человеческая и политическая логика, и реалии, складывающиеся в одной стране, могут напрямую повлиять на реалии в другой стране. Сказанное в данном случае относится к постсоветским странам, а в особенности и конкретно к Армении, и в особенности и конкретно нас волнуют и интересуют ожидающиеся в Армении процессы и события, и в особенности и конкретно интересует, кто станет сразу же после Сержа Саргсяна первым лицом Армении.

И кто бы он ни был, в большей степени от него будет зависеть ближайшее будущее Армении, потому что жизнь уже несколько раз нас убеждала, что в Армении все решает главным образом и в основном первое лицо. Некоторые оппозиционеры считают Сержа Саргсяна слабым президентом, а некоторые – сильным диктатором. Фактически, они противоречат друг другу, и очень часто сам себе противоречит один и тот же оппозиционер, потому что очень часто тот же самый оппозиционер один день называет Сержа Саргсяна слабым президентом Армении, а на другой день – диктатором. Согласитесь, что диктатор не может быть слабым, и уж тем более во время своего властвования. Диктаторы ослабевают только в случае революции или лишения престола, когда революция празднует победу, и все крысы без исключения бегут с корабля.

Революция в Армении пока что не проглядывается, да и действующая конституция не особенно-то и дает действующему президенту возможность быть слабым. Тем не менее, многие считают, что Роберт Кочарян в данный момент обладает достаточным влиянием, особенно на правящую элиту, и многие полагают, что, возможно, Роберт Кочарян, передавший власть Сержу Саргсяну, вновь получит ее по закону эстафеты обратно. То есть, в Армении тоже произойдет то, что имело место в России, в случае Путина и Медведева.

Согласитесь, что мыслящие подобным образом не особенно лишены логики, но согласитесь также и с тем, что условия в России и Армении, а также участники эстафеты достаточно разные. Не будем сильно углубляться в различия, потому что их слишком много, и они слишком очевидны. Тем не менее, мы считаем уместным напомнить о двух таких отличиях. Прежде всего, влияние внешних сил на Россию не так велико, как в случае Армении, особенно в вопросе выборов президента. И во-вторых, сколько бы мы не говорили, что в Армении оппозиции не существует, оппозиция в Армении является более действенным фактором, чем в России, и если российская оппозиция на выборах больше отсутствует, чем присутствует, то в Армении во время выборов присутствие оппозиции всегда чувствовалось, хотя бы на том же уровне оспаривания легитимности президента.

Иными словами, оппозиция в Армении может определенным образом помешать эстафете политической элиты. Или наоборот, оказать содействие.

Но оппозиция и мы все, тем не менее, так и не смогли до конца выяснить для себя одно: Кочарян и Серж Саргсян являются противниками, или наоборот, единомышленниками. Возможно, что и они сами не выяснили этого окончательно. Потому что и этот вопрос решают внешние силы и сильные мира сего, причем в самый последний момент. И именно в этом причина, что мы так и не можем разобраться, кто и с кем дружит на политической арене Армении.

 

Воскан ЕРЕВАНЦИ

 

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать