Интервью с руководителем Центра региональных исследований, руководителем программы Айкаком Аршамяном
Ситуация, в которой сейчас находится Армения – глубокая апатия населения, многочисленные проблемы во внутренней и внешней политике, – мягко говоря, незавидная. Видите ли Вы какой-либо практический, не теоретический путь выхода из этой ситуации?
Возможным решением может стать объединение на единой платформе всех тех политических и гражданских сил, отдельных лиц, которые думают о сохранении армянской государственности. На мой взгляд, такое объединение можно сформировать, поскольку я уверен, что и в обществе, и в оппозиции, и даже во власти есть люди и силы, которые считают подобное положение страны неприемлемым.
Есть ли у Вас какие-либо ожидания от предстоящего осенью “мощного” митинга четырех парламентских сил?
Читайте также
Честно говоря, мне непонятно, как в такой ситуации, когда с учетом стоящих перед страной внутренних и внешних вызовов необходимо как можно раньше предпринять определенные действия и как можно быстрее отреагировать, четыре политические силы Армении вдруг решают оставить все это на сентябрь. Я связываю это с 21 сентября. Во всяком случае Армянский национальный конгресс каждый год в этот день проводит митинг. И в этом году состоится очередной. Один-два раза в году организуется мощный митинг, люди воодушевленно идут участвовать в нем в ожидании определенных шагов и программ, однако накопленная энергия “заземляется”, и разочарованные люди расходятся по домам. Я не говорю, что нужно прямо сейчас начать осуществлять шаги, громить налево-направо, проводить каждодневные митинги… Но люди не видят программы, они слышат лишь критику и больше ничего. А в последний год говорилось только одно: эта власть очень плохая, вот если мы придем – будет лучше. Но что, как, почему и так далее – непонятно. У меня такое впечатление, что входящие в четверку определенные силы каждый раз адресуют России следующий мессидж: если мы придем, то мы будем лучше вам служить. За эти 20-25 лет народ стал мудрее и видит, что основные игроки сегодняшнего поля не готовы взять власть и осуществить серьезные перемены.
Вы видите какую-либо возможность оторваться от России?
Я не вижу проблемы отрыва, я вижу проблему проведения достойных переговоров с РФ и поддержания с ней добрососедских отношений, которые терялись с каждым годом начиная с программы “Имущество против долга”, которая в конечном счете привела к чудовищной зависимости от России. Хочу высказать несколько суждений. Речь идет об искусственном прозападничестве и искусственном русофильстве. В людях искусственным образом насаждают веру или ненависть к какой-либо стране или народу. Такой максималистский подход к любой стране и к любому народу для меня неприемлем. Сейчас в Армении так называемое прозападничество несколько потухло, и все вдруг стали апологетами России и Путина, утверждая, что наше спасение – только в союзе с Россией. Предлагаю изучить последние события в Восточной Украине, то, как Россия предала людей, которых командировала в Восточную Украину разжигать сепаратистские настроения. То же самое произойдет в Армении. Проведите параллели с первоначальными призывами и политикой России в вопросе Таможенного союза, и вы увидите, что сейчас, когда Армения полностью сдалась и заявляет, что ускоренными темпами подготовилась к членству, этот процесс вдруг начал пробуксовывать. Потому что у России были другие цели – испортить политику Восточного партнерства, сорвать подписание Соглашения об ассоциации, а также привести власти РА в сферу своего влияния. Все эти проблемы Россия успешно решила, так что сейчас вступление Армении в Таможенный или Евразийский экономический союзы для нее не представляет важности, это уже второстепенный вопрос, потому что события в Украине сорвали обозначенный Россией глобальный план. Хочу высказать еще одно соборажение. В ходе своих последних визитов Серж Саргсян во всех европейских странах, а на минувшей неделе и в латиноамериканских странах выступал со странным предложением. Он предлагал углублять отношения с Арменией как мостом между Таможенным союзом и этими странами. Армения пока не завершила процессы и не является еще членом этого союза, так что подобные предложения по меньшей мере абсурдны. Все эти страны уже имеют двусторонние отношения с тремя странами Таможенного союза, почему их должна интересовать опосредованная связь, да еще через Армению? Со времен Кочаряна гвоздем внешней политики Армении являлось признание Геноцида армян, и вся наша внешняя политика была построена на этом. Сейчас этот краеугольный камень как будто предали забвению и пытаются создать новый, который является настоящим мыльным пузырем – это роль связующего звена между Таможенным союзом и остальными странами мира. Данная идея – из ряда очередных блефов властей РА. За последние несколько лет наши власти создали конгломерат блефов во всех сферах – экономической, социальной, внешней, военной, и все эти мыльные пузыри по очереди лопаются. Это очередной мыльный пузырь.
Мелания БАРСЕГЯН