Отношения с Азербайджаном приоритетны перед отношениями с членом-партнером ОДКБ Арменией
В Евразийском и Таможенном союзах уже долгое время обсуждается проблема Нагорного Карабаха. Однако не меньшую важность представляет вопрос обязательств перед Арменией другой структуры. Речь идет об Организации Договора о коллективной безопасности – ОДКБ, которая время от времени заявляет о программах содействия в вопросах безопасности стран-членов, однако хранит гробовое молчание по поводу усиления в последнее время напряженности на армяно-азербайджанской границе, когда с стороны Азербайджана были обстреляны армянские села. Интересно, что 3 апреля с.г. участники заседания Совета министров иностранных дел ОДКБ по инициативе Армении приняли совместное заседание по вопросу продолжающегося в Сирии кризиса. Министры ИД стран-членов ОДКБ выразили глубокую озабоченность и решительно осудили захват города Кесаба экстремистскими группировками, связанными с “Аль-Кидой”.
Напомним, что Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 г. Арменией, Беларусью, Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном. На состоявшемся в столице Киргизии 27 мая 2013 г. очередном заседании Совета министров ИД стран-членов ОДКБ главы МИД стран-членов Организации приняли заявление, в котором коснулись мирного урегулирования карабахской проблемы: “Страны-члены ОДКБ, подтверждая необходимость исключительно мирного урегулирования проблемы Нагорного Карабаха, подчеркивают важность скорейшего завершения работ вокруг основных принципов нагорно-карабахского урегулирования при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ на основе принципов и норм международного права, Устава ООН, положений Хельсинкского Заключительного акта, в частности, касающихся неприменения силы или угрозы применения силы, территориальной целостности государств, равноправия и права народов на самоопределение”.
Читайте также
Серж Саргсян, находившийся в сентябре прошлого года с рабочим визитом в Сочи, в своем выступлении на заседании Совета коллективной безопасности в узком формате подверг критике некоторые страны-члены ОДКБ за заявления по нагорно-карабахскому конфликту. “В наших документах, в том числе в московском заявлении в декабре пошлого года, была подчеркнута важность решения карабахского конфликта исключительно мирным путем, при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ и на основе Устава ООН, норм и принципов международного права, которые, в частности, включают неприменение силы или угрозы силы, равноправие и самоопределение народов и территориальную целостность. Аналогичное положение зафиксировано и в совместных приказах. Однако в противоположность принятым нами же решениям, некоторые государства на других платформах и в других организациях по тому же вопросу принимают заявления, дисгармонирующие с решениями, принятыми в ОДКБ. В последние годы были приняты документы, в том числе на уровне президентов, в которых избирательно и с подачи азербайджанской стороны выделяется принцип территориальной целостности. Естественно, у многих стран есть интересы, связанные с Азербайджаном. Но мы никак не можем согласиться с тем, чтобы эти заявления приводили к принятию таких документов, которые направлены против интересов членов ОДКБ и в целом против авторитета организации.
Эта тема особенно актуальна на фоне антиармянских заявлений президента Азербайджана, а также постоянно озвучиваемых угроз применения силы против мирного населения Нагорного Карабаха”,- заявил Серж Саргсян.
Почему на фоне наблюдающейся в последнее время напряженности на армяно-азербайджанской границе ОДКБ не выступает с каким- либо заявлением? “Загадочное” молчание ОДКБ в вопросе Нагорного Карабаха понятно. Члены ОДКБ Казахстан, Киргизия и Таджикистан являются странами-членами организации “Исламская конференция”, которая по вопросу НК занимает выраженную проазербайджанскую позицию. Кроме того, Казахстан и Киргизия являются членами Союза тюркоязычных государств, и руководители этих стран неоднократно заявляли, что карабахская проблема должна быть урегулирована в рамках территориальной целостности Азербайджана. Ну а две остальные немусульманские страны – Россия и Беларусь – регулярно продают оружие Азербайджану. На днях азербайджанские сайты сообщили о том, что белорусская компания Tetraedr, специализирующаяся на создании перспективных радиоэлектронных систем и модернизации средств ПВО, уже продала Азербайджану две батареи ЗРК “Стилет”. Об этом сообщил представитель компании Игорь Новик. ЗРК “Стилет“ уже находится на вооружении Азербайджана, с которым Tetraedr сотрудничает свыше 10 лет. Новик отметил, что после поставки этих двух батарей они сейчас работают над более крупным заказом для Азербайджана. Комплекс “Стилет” используется для ракет T382 класса “земля-воздух”, которые способны поражать воздушные мишени на высоте 250-10.000 метров. Радиолокационная станция обнаружения целей может одновременно обнаруживать 48 целей, дальность действия станции сопровождения цели составляет 28 км. Согласно Регистру обычных вооружений ООН, только в 2012 году Беларусь продала Азербайджану 62 единицы танков Т72 и один военный самолет СУ-25.
Продажа оружия Азербайджану Россией, Беларусью и Казахстаном явно обусловлена не только бизнес-интересами. Появление сложностей в вопросе членства Армении в Евразийском союзе подтвердило, что эти страны занимают единую позицию, следовательно они преследуют также политические цели, демонстрируя приоритет отношений с Азербайджаном перед отношениями с партнером-членом ОДКБ Арменией. Вызывает сожаление, что для России, стратегического партнера Армении, приоритетом являются интересы не Армении, а других стран-членов ОДКБ и Азербайджана. Несколько дней назад азербайджанские СМИ опубликовали информацию о том, что Франция собирается продать Азербайджану зенитные ракеты. В связи с этим довольно примечательные оценки высказал Чрезвычайный и Полномочный посол Франции в РА Анри Рено. Он сперва отметил, что не располагает сведениями о продаже Францией вооружений Азербайджану или какой-либо стране региона, а затем сказал, что это невероятная информация, поскольку Франция уважает взятое на себя обязательство – не продавать оружие сторонам конфликта. “Этого не может быть, поскольку, на мой взгляд, само собой разумеется, что Франция как страна, осуществляющая миссию по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, не может не уважать и не соблюдать все те положения, которые установлены ООН и той же ОБСЕ, и которые состоят в следующем: воздерживаться или категорически отвергать идею продажи оружия или вооружений таким странам, которые находятся в состоянии конфликта”. На вопрос, почему в таком случае Россия не следует этой конвенции и продает оружие конфликтующим сторонам, Рено дал дипломатичный ответ: “В мои полномочия не входит комментировать отношения между РА и РФ. Вы сами хорошо знаете, что Армения и Россия являются стратегическими партнерами, и в контексте стратегического партнерства они располагают всеми средствами и инструментами для того, чтобы каждый раз поднимать, обсуждать и развивать интересующие их вопросы”.
В действительности заявление Анри Рено было довольно прозрачным намеком на поставки Россией оружия Азербайджану. Политика России, одной из трех стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, как посредника, занимающегося урегулированием конфликта, действительно непонятна. Получается, что в форматах и Евразийского союза, и ОДКБ, и Минской группы ОБСЕ самой непредсказуемой на пути к установлению мира для конфликтующих сторон является именно Россия.
Эмма ГАБРИЕЛЯН