Известный украинский кинооператор Юрий Гармаш՝- о некотором сходстве между Майданом, Арменией и Украиной.
Видный украинский кинооператор Юрий Гармаш ( см. фото) является также и активным гражданином, он считает, что истинный представитель интеллигенции просто обязан находиться с народом. В беседе с “Аравот”, говоря о так называемой “карманной” интеллигенции, наш собеседник отметил: “К сожалению, эта болезнь, точнее – это злокачественное образование, распространено повсеместно, в том числе — в Украине. Эти рудименты, которые являлись характерной особенностью советской власти, продолжают свое существование и сегодня. Номенклатурщики, люди с рабской психологией, лакеи, — они существуют везде, я даже не хочу о них говорить.” В ходе нашей беседы мы коснулись событий на Майдане, которые на своих фотографиях запечатлел Юрий Гармаш. Он — автор более 5000 «майдановских» фотографий. По словам нашего собеседника, — практически прошел через весь Майдан. “Многим кажется, что Майдан – это просто палатки… В действительности же, Майдан – это душа народа. После оранжевой революции все как-то бесславно завершилось, не хочу вдаваться в подробности, почему и как это случилось. Это другая тема. Не верилось, что народ снова единодушно сплотиться и выйдет на площадь. Не могу сказать, что я был слишком активным майдановцем, но в качестве фотографа прошел через весь Майдан, слышал все выступления, снял 5000 фотографий во время событий Майдана. Если появится спонсор, то я опубликую альбом с этими фотографиями. Между прочим, когда в Киеве открылась выставка 50-ти лучших фотографий Майдана, то моя фотография была одной из этих 50-ти”, — с гордостью отметил г-н Гармаш.
Он также добавил, что эта фотография в настоящее время находится у Пауло Коэльо. “Я счастлив, что Майдан имел место. Правда, сейчас его нет — не могло же это продолжаться вечно, как физическое явление, но в идеологическом смысле он все еще продолжается, живет в душе украинского народа. Мы верим, что победим. Сейчас я молю Бога, чтобы Россия не вводила войска в Украину. Украина может решить свои проблемы самостоятельно. В конце-концов, мы победили олигархов, коррупцию, которая доходила то таких масштабов, что было немыслимо избавиться от нее ни за два-три дня, ни за столько же месяцев и лет. Коррупция у нас имеет глубокие корни, особенно в судебной системе и системе управления. Мы боремся — это воодушевляет, а та ложь, которую распространяют российские СМИ – она просто неправдоподобная. Многое происходило на моих глазах, я слышал многое своими собственными ушами, но российскими средствами массовой информации все представляется совершенно иначе. Стараюсь не смотреть российские каналы. Сейчас я нахожусь в Армении, по-армянски не понимаю и вынужден был смотреть российские каналы. Когда я включаю 24-ый канал или “Россию планету”, то мне грустно. Как зомбированы россияне и восточные украинцы!.. Куда делась беспристрастность? Хотя виноваты и наши средства информации, мы проиграли на информационном поле. На фестивале “Золотой абрикос” я много общался с армянами, приятно, что все понимают, что с нами произошло. Помните нашу молодую девушку – летчицу, которую боевики взяли в плен? Она не предала родину, не выдала ни одного секрета. Весь мир увидел эту видеозапись, но русские заявляют, что у нее не было паспорта, что из-за нее погиб российский журналист. А между тем, всем известно, что оператор Первого российского канала Анатолий Клян погиб не от огнестрельного ранения, а от инфаркта. А Украина заявила, что гарантирует безопасность журналистам, работающим в зоне боевых действий. Утром я прочитал в Интернете, что террористы обстреливали территорию России, и представлялось все это так, будто это делают наши вооруженные силы. Меня удивляет международная общественность, мы фактически доказываем, что это не наши войска” – с горечью отметил известный кинооператор.
Он изготовил огромный своеобразный плакат: портрет Тараса Шевченко собран в виде мозаики, которая изображает весь Майдан. Этот плакат находился на Майдане, когда там разворачивались события. Наш собеседник, который с 1972 года является оператором-постановщиком в киностудии имени Довженко, снял более 20-ти жанровых и более 30-ти телевизионных фильмов, однако кроме активной фотосъемки и операторской деятельности, также преподает на операторском факультете Киевского университета культурологии. Говоря о своих методах и принципах преподавания, Юрий Гармаш отметил, что как для фотографа, так и для видео-оператора существуют два важнейших момента: технический навык и творческий. Научить творить невозможно, а вот натренировать, “натаскать” технически можно, хотя в наши дни вместо человека “думает” электроника. Гармаш считает, что его ученики должны прежде всего знать классику мирового кинематографа, разбираться в классической музыке, живописи и понимать шедевры мирового искусства, чтить вечные ценности. Говорит, что с точки зрения съемочной практики, Майдан был для них замечательной школой. Как преподаватель, он в целях безопасности всегда просил своих студентов не работать на площади, однако они сделали много замечательных снимков в тайне от Юрия Гармаша. И этим знаменитый кинематографист искренне гордится.
Читайте также
Юрий Гармаш очень сожалеет, что в Ереване, как и в его родном Киеве практически не сохранилась старина, исторические здания исчезли под натиском громоздких элитарных новостроек. Поговорили мы и о творческих союзах. Кинооператор отметил, что подобные организации, как правило, являются структурами сталинского типа. Считает, что украинский союз кинематографистов пока себя не изжил — встречи кинематографистов в Доме кино проходят довольно бурно и интересно, а вот Союз писателей, увы, пребывает в агонии.
Гоар АКОПЯН