Наикратчайший путь к депрессии – идеализация прошлого. Как только мы начинаем вспоминать или рассказывать о нашем детстве, юности и молодости, представляя этот период нашей жизни в самых радужных и светлых тонах — в виде непрерывной вереницы бесконечного веселья и удовольствий, от которой в зрелом возрасте, к сожалению, мы вынуждены отказаться, — нас тут же настигает уныние. “Раньше я был сильным, богатым, здоровым, беззаботным; раньше меня больше любили женщины (мужчины)” и так далее. Отсюда – прямая дорога к следующим причитаниям: “Ах, о чем я мечтал 20 (30, 40) лет назад, и — ах, как же разбились в пух и прах все мои мечты!” Вероятно, в жизни каждого человека бывают такие периоды, когда он погружается в подобные депрессивные рассуждения. Такое состояние, кажется, нам — армянам свойственно в большей степени, чем другим народам. Причем, свойственно оно нам не только сегодня, не в последние 25 лет, а так было всегда – сколько себя помню. В 1980 году 50-60-летние мужчины и женщины точно также утверждали, что “в их времена” жизнь была насыщеннее, продукты стоили дешевле, а люди были веселее и добрее. Этой человеческой, я бы сказал, слабостью — пользуются политические деятели.
Большая часть деятелей, существующих ныне на нашей политической арене, успели за 25 лет побывать как в роли правящей элиты, так и в роли оппозиции. Основным тезисом бывших представителей власти является мысль: “ах, как же было хорошо в наше время”. И люди, вопреки логике, полагают, что выпив некий волшебный эликсир, они вновь обретут те самые приятные ощущения, которые у них были (или им казалось, что они были) 10, 20 или 30 лет назад. Люди, которым сегодня за 70, искренне надеются на то, что если к власти в Армении придут коммунисты, и/или если восстановится Советский Союз (оба предположения, впрочем, относятся к жанру фантастики), то ленинаканская колбаса непременно будет вновь стоит 4 рубля 50 копеек, а минимальная зарплата составит ровно 120 рублей. А самое главное – им вновь будет по 30-40 лет, со свойственным этому возрасту здоровьем и бодростью духа. Те, кто обогатились в период правления Роберта Кочаряна, утверждают, что “в то время страна развивалась”. Вероятно, минимальная зарплата в то время составляла 1000 долларов, или хлеб стоил всего 10 драмов. Или — не было эмиграции. Или — процветала демократия. И сейчас, если Кочарян вернется, они помолодеют на 10 лет и начнут богатеть с новыми силами. Правда, сам второй президент этих иллюзий не разделяет: его внук родился в Соединенных Штатах и, следовательно, механически стал гражданином США. Не означает ли этот факт, что Кочарян не связывает свое будущее с Арменией? Все это, конечно, вовсе не означает, что при коммунистах или при трех президентах в Армении не было ничего хорошего. Просто не нужно идеализировать прошлое, — там можно
найти как положительные, так и негативные явления. Если думать в обратном ключе, то можно запросто вогнать себя в глубокую депрессию.
Арам АБРАМЯН