Способность искренне прощать – прекрасное национальное качество
Политика нынешнего руководства России, мягко говоря, противопоставляется цивилизованному миру, но это никаким образом не влияет на мое отношение к русскому народу и его культуре. Этот народ обладает, на мой взгляд, замечательными качествами: добротой, великодушием, отзывчивостью, способностью сочувствовать чужому горю, и самое главное – способностью искренне прощать, забывать нанесенную боль.
Во время Великой Отечественной войны немцы вторглись на территорию их (нашей) страны, захватили землю, сожгли города и села, позволили себе ужасные зверства. Но едва ли большая часть живущих ныне русских людей питает враждебные чувства к немцам. Тоже самое можно сказать и об отношении к другим народам, которые когда-либо воевали с Россией – французам, или тем же туркам, — в современных русских нет чувства ненависти к этим народам. Поэтому, кстати, я и считаю, что образовавшаяся сегодня между русскими и украинцами враждебность исчезнет через пару десятков лет. Справедливости ради следует сказать, что в течение последних десятилетий элементы такой враждебности распалялись в Западной (так называемой “габсбургской”) Украине, но и это чувство, думаю, вполне преодолимо – при правильной политике обеих стран.
Русско-украинские отношения никогда не станут походить на арабо-израильские, армяно-турецкие или армяно-азербайджанские. Не вдаваясь в дебри, скажу за себя: я за нормальные, уравновешенные, корректные отношения с этими народами, но если когда-нибудь, некое следующее правительство Турции признает Геноцид армян, будет ежегодно просить прощения и выплатит компенсации, все равно – горечь в моей душе останется, и это даже в том случае, когда ни один из моих предков не пострадал непосредственно в результате Мец Егерна. Мы – армяне, турки, арабы, евреи, – не русские, чтобы друг друга искренне прощать, для продвижения вперед, нам следует думать — включить сознание, интеллект. Однако азербайджанцы, в частности, идут путем “отключения сознания”: детям дошкольного возраста они рассказывают о нас – об армянах, примерно то, что рассказываем мы нашим детям о турках.
Читайте также
Безусловно, любой беспристрастной человек понимает, что нет здесь никакой симметрии, и сравнивать то, что сотворила с армянами громадная Османская империя с освободительной борьбой независимой Армении с территорией в 29 000 кв.км — просто смешно. Кроме того, в обоих случаях турки, а затем – азербайджанцы, напали на мирных жителей — армян, в первом случае мы не смогли оказать сопротивление, во втором – смогли.
Вместе с тем, мне не кажется, что нам удалось выработать некую более оптимальную линию поведения в отношениях с нашими соседями и правильно ориентировать наши грядущие поколения. Словом, с одной стороны, как говорят сопредседатели, общество нужно готовить к миру, а не к войне, а с другой – к активному сопротивлению, в случае если противник посмеет напасть на нас.
Существует, конечно, и противоположное, хоть и единичное, проявление чувств, — когда вторгшихся на нашу территорию вооруженных азербайджанцев, подозревающихся в убийстве двух человек — военного и 17-летнего юноши, а также — в нанесении огнестрельного ранения женщине, воспринимают в качестве “невинного туриста” и приносят родственникам свои извинения. Это уже патология.
Арам АБРААМЯН