Политолог – о последнем заявлении премьер-министра НКР и о том, что внешнеполитическое ведомство Армении является отделом МИД РФ
До недавнего времени в Степанакерте утверждали, что документ, содержащий принципы, называемые мадридскими, на официальном уровне ими получен не был, и следовательно они не станут комментировать его. Между тем, в конце минувшей недели в ходе интервью в социальной сети премьер-министр Нагорного Карабаха Ара Арутюнян заявил: “Конечно, Мадридские принципы для нас неприменимы. То что мы узнаем — мы узнаем из газет, средств массовой информации, заявлений представителей стран сопредседателей, и я не считаю, что если Арцах станет стороной переговоров, то проведет обсуждение этого вопроса, и (…) и не думаю, что в конце, — когда подобный документ уже должен будет представлен Арцаху, населению Арцаха, власти, — он получит какой-либо положительный отклик.”
За последние десятилетия это едва ли не первое подобное заявление, звучащее из Степанакерта. Отвечая на вопрос корреспондента газеты “Аравот”, о том что может означать такая позиция официального Степанакерта в нынешней геополитической ситуации, в том случае, когда для официального Еревана мадридские принципы, пожалуй, являются приемлемой платформой для переговоров, член правления партии “Айазн” Армен Агаян отметил, что полу-секретный формат переговоров дает возможность некоторое время избегать необходимости отвечать на сложные вопросы.
Так было на всех этапах переговоров, после каждого предложения сопредседателей. Общественность о деталях узнавала в основном из специально организованных международными экспертами информационных утечек, цель которых заключалась в проверке реакции существующих политических сил, политического сообщества и групп имеющих непосредственное отношение к этому процессу. И каждый раз, когда эта реакция была резко отрицательной, наши соответствующие должностные лица делали вид, будто не знают о чем идет речь. И даже в том случае, когда все становилось очевидным, переговорщики от имени Армении никогда сами не отвергали антиармянские решения.
Читайте также
«Ереван периодически использовал Степанакерт для озвучивания относительно жестких, отвергающих эти решения заявления. Полагаю, с мадридскими принципами сложилась точно такая же картина. Пока они обсуждаются, Степанакерт должен молчать, а когда общественное отвержение становится очевидным, а очередной документ уже утратил свою актуальность, то Степанакерту позволяется присоединиться к общественному отвержению. А Ереван, в любом случае, продолжает пребывать в своей роли согласной на все стороны. Кому-то может показаться, что это — умная дипломатия, однако в действительности это — детская игра, которая абсолютно лишена внешнеполитического смысла, и носит лишь внутриполитический, пропагандистский смысл”, — заявил наш собеседник, добавив, — “В частности, эта мысль премьера о том, что “когда Арцах станет стороной переговоров, когда Арцаху будет представлено подобное предложение, то его не станут обсуждать и отвергнут ” – оно исключительно для внутреннего употребления, поскольку Арцах никогда не сможет являться стороной переговоров, такое просто невозможно и значит нет в этом смысла. Такие заявления – это просто попытки отвлечь наше внимание и в особенности — внимание арцахсцев от последовательной пораженческой политики Еревана, от предварительно данного согласия — в том числе, относительно мадридских принципов и других решений подобного рода.”
Отвечая на вопрос, можно ли этим объяснить молчание внешнеполитического ведомства Армении в связи с заявлением премьер-министра НКР, наш собеседник сказал: “У Армении нет внешней политики, а то, что мы принимаем за официальное ведомство, больше напоминает местный отдел иностранных ведомств, в последнее время чаще — российского МИДа. Естественно, оно должно молчать, и даже лучше, чтобы молчало. Если заговорит, так наверняка — о какой-нибудь очередной антиармянской инициативе. Спасибо, не надо — пусть молчит.”
Отвечая на вопрос о том, какое соотношение в сложившейся ситуации может изменить такая позиция НКР в процессе урегулирования конфликта, политолог отметил, что позиции НКР на самом деле не существует, поскольку не существует такого независимого и суверенного субъекта: “Степанакерт говорит то, что диктуется, либо по крайней мере, не запрещается Ереваном. Следовательно, никакого соотношения оно (заявление премьера НКР) не меняет. Соотношение меняет единодушная позиция армянского народа, которая едина как в Арцахе, так и в столице общего государства и других регионах. Она не уступает, она вообще не рассматривает никакой возможности территориальных уступок. И мадридские принципы – не первый документ, который армянский народ швыряет в мусорное ведро переговорного процесса.”
Усилия, предпринятые французской стороной — организация встречи между Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым, оказались напрасными. Сейчас инициативу в свои руки взяли США. О чем говорит неудача Франции? Добьются ли в этом вопросе успеха США, и что даст ожидающаяся встреча президентов в сложившейся геополитической ситуации, может ли она стать переломной? Отвечая на эти вопросы Армен Агаян отметил, что многие эксперты считают, что повышение активности Франции в этом вопросе являлось попыткой отнять инициативу из рук России, которую сейчас, по всей вероятности, продолжат осуществлять США.
«Следует понять, что заниматься именно Арцахским вопросом сейчас ни у кого нет ни времени, ни желания. Просто на фоне украинских событий некоторые заметили, что Россия продает слишком много оружия Баку, в тоже время — щедро одаривая Ереван обещаниями об обеспечении безопасности. Это могло являться подготовкой для введения в регион войск РФ. Сегодня это просто недопустимо для Запада. В вопросе вариантов урегулирования Карабахского вопроса Москва, Париж и Вашингтон всегда придерживались единого мнения. Однако даже при таком единодушии никогда они не были заинтересованы в том, чтобы принуждать армян к такому позорному поражению. Вместо этого у них возникали разногласия, когда речь заходила о том, чьи именно войска должны в итоге быть расположены на армяно-азербайджанской границе. Фактически, попытки Парижа и Вашингтона активизировать переговорный процесс преследуют цель отнять из рук России разыгрываемую военную карту.”
В этом контексте Армен Агаян считает, что ждать существенного прогресса в этом вопросе не стоит. По словам нашего собеседника, Минская группа вообще не способна вывести стороны к взаимоприемлемому решению, хотя бы только потому, что в действительности война не завершилась.
Нелли ГРИГОРЯН