Ближайшие пять лет член совета правления «Гражданского договора» Арсен Харатян в силу обстоятельств будет жить в Тбилиси, где он в настоящее время и находится уже в течение четырех месяцев. По просьбе газеты “Аравот” А. Харатян поделился своими впечатлениям об армянской диаспоре в Тбилиси.
“В течение этих четырех месяцев я заметил несколько интересных процессов. В каком-то смысле армянская община переживает расцвет — начинается объединяться вокруг нашей церкви. Начал функционировать культурный центр “Айартун”, действует начальная школа. Это достаточно положительные знаки, чувствуется активность. Но в тоже самое время существует и великое множество проблем, которые наводняют общину. И этот последний инцидент, который произошел возле церкви Св. Эчмиадзин, был связан с этими проблемами. И дело не только в бытовой составляющей. Смотрите, базовая церковь грузинской епархии ААЦ – церковь Св. Геворга, находится в процессе реконструкции. Тбилисский армянский театр уже несколько лет не действует, поскольку находится в аварийном состоянии. Невольно все, что связано с армянской диаспорой, сконцентрировалось вокруг церкви Св. Эчмиадзин, которая находится в самом сердце Авлабара. Представьте себе, только во время праздника Цахказард церковь посетили около 14 тысяч человек! Отметим также, что церковь находится на перекрестке нескольких узких улиц, и, естественно, соседи сталкиваются с объективными проблемами в связи с этим обстоятельством. И оставим пока вопрос о том, существует ли в Грузии армянофобия, или вообще какие-либо «фобии» еще, — мы не можем закрывать глаза на объективные, существующие физически проблемы. Когда действовали две церкви, то масса людей в праздники хотя бы делилась на две части. А сейчас для всех существует лишь Св. Эчмиадзин, причем не только в качестве церкви, но и в качестве очага культуры, поскольку “Айартун”, в котором действует начальная школа, разные кружки, субботняя и воскресная школы, — находится там же, и там буквально не прекращается людской поток в течение всего дня. Так что, это – действительно большая проблема”, — сказал он.
По оценке А. Харатяна, для предотвращение таких столкновений в будущем необходимо предпринять меры для восстановления армянского театра: “Уже сколько лет театр находится в аварийном состоянии, но не ремонтируется. Тетр является учреждением, действующим при государственном финансировании, и мне кажется, что здесь есть чем заняться как министерству культуры Грузии, так армянской общине и правительству РА. Есть необходимость для хотя бы небольшого финансирования, чтобы дело сдвинулось с места и театр был отремонтирован и начал снова действовать.”
В ответ на вопрос газеты “Аравот” о том, есть ли проблемы внутри самой общины – межпартийные, межклановые и так далее, А. Харатян отметил, что община, конечно, неоднородна, в ней существуют люди разного толка, однако в качестве доказательства этой неоднородности наш тбилисский собеседник отметил, что в городских властях Тбилиси нет ни одного армянина: “В горсовете города Тбилиси, насчитывающего порядка 100 тысяч армян, нет ни одного армянина! Был только один кандидат, да и тот не прошел. Это означает, что существуют внутриобщинные проблемы.”
В качестве существенного пробела в жизни диаспоры Арсен Харатян отметил нехватку информационных источников: “В Тбилиси издается только 2 газеты на армянском языке, одна – еженедельная газета “Врастан” (“Грузия”), которая получает государственное финансирование и имеет едва ли не официальный статус, а вторая является изданием “Айартуни” — газета “Ардзаганк” (“Эхо”), которая вышла пока лишь в трех номерах. Есть несколько страниц в Интернете, и – опять же, при государственном финансировании – каждый вечер транслируются на разных языках 12-минутные передачи по общественному радио и телевидению для представителей национальных меньшинств: на армянском, азербайджанском, абхазском языках… Но в действительности этого всего недостаточно. И часто предстают перед фактом, что в чрезвычайных ситуациях, в таких, как недавний инцидент в церкви Св. Эчмиадзин, не нашлось ни одного достоверного источника, из которого могли черпать информацию СМИ Армении и армянской диаспоры в Грузии. Необходимо, чтобы существовало некое полноценное средство информации на армянском языке, которое будет освещать не только внутренние вопросы диаспоры, но и жизнь, события самой Грузии.”
В ответ на наш вопрос о том, существует ли среди армян Тбилиси проблема сохранения армянской идентичности, наш собеседник отметил: “Не думаю, что здесь наблюдается процесс активной ассимиляции. Я пока такого не замечал. Говорят, что бывают случаи, когда армяне принимают повторное крещение в грузинской церкви, и это может быть обусловлено давлением или неким вмешательством. Но я не заметил массовости в этом процессе. Я наблюдаю обратное — недостаточную интеграцию.”
В качестве самого важного вопроса Арсен Харатян отметил о неадекватной экономической зависимости Грузии от Турции и Азербайджана, и в такой ситуации, по словам эксперта, любая напряженность, либо углубление возникшей напряженности в армяно-грузинских отношениях станет более чем невыгодным или бесперспективным событием, как для грузинских армян, так и для Республики Армении: “Это – мое мнение. Хочу привести пример. Когда рассматривался вопрос восстановления абхазской железной дороги, о котором упомянул Иванишвили в Ереване, то здесь вдруг стали закрываться пункты “Сокар” (“Сокар” – нефтяная компания, которая имеет сеть заправочных станций в Грузии, — М.Б.), затем Азербайджан ввел пошлину на автомобили, которые импортировались раннее 2004 года, а 25% ВВП Грузии обеспечивают автомобили, экспортируемые в Азербайджан… Я не знаю, насколько все эти события были связаны друг с другом,но одно очевидно: влияние экономики Азербайджана в Грузии доходит до таких масштабов, что эта страна имеет рычаги давления на Грузию. С этой точки зрения полагаю, что в вопросе армяно-грузинских отношений правильным будет не усугублять незначительное напряжение, а ориентироваться на традицию теплых армяно-грузинских отношений. Да, существуют проблемы, их много, никто этого не отрицает, но почему бы не вспомнить все то положительное, что есть и не сконцентрировать свое внимание на этом?”
Меланья БАРСЕГЯН