Архетипы фашизма — по Умберто Эко и армянская действительность
Недавно русский неонацист Максим Марцинкевич, известный по прозвищу “Тесак”, в очередной раз одним из судов Москвы был приговорен к 5 годам заключения за возбуждение межнациональной ненависти. Во время одного из предыдущих судебных заседаний “Тесак” вместе со своими друзьями воскликнул “Хайль Гитлер”, а недавно опубликовал в Интернете видеоматериал-инсценировку “ритуальной смертной казни таджика-наркоторговца”. “Тесак”, стало быть, выступает с неприкрытой, и именно по этой причине — маргинальной, пропагандой фашизма. Такого рода пропаганда редко поощряется на государственном уровне. Пожалуй – лишь в исключительных случаях и в странах вроде Азербайджана.
Но это, как говорится, лишь верхушка айсберга. Люди могут не облачаться в черные рубашки, не вопить в массовом экстазе, даже не предпринимать агрессивных действий в отношении соседней страны, но в их странах, на первый взгляд – довольно демократических, могут ощущаться элементы фашизма.
В действительности фашизм – явление весьма многогранное, в разных странах он проявляется по-разному, и не обязательно, чтобы он сопровождался национал-социалистической идеологией, концентрационными лагерями, лихорадкой завоевания мира. Существуют проявления, которые в той или иной степени идентичны во всех странах, и их комбинация время от времени приводит к катастрофическому взрыву, который потрясает эту страну, а порой – весь мир. И эти проявления могут быть в Армении, России, Соединенных Штатах, Гренландии – повсеместно.
Читайте также
Итальянский писатель и философ Умберто Эко попытался дифференцировать эти повторяющиеся особенности фашизма, говоря научным языком – его архетипы. Эссе итальянца имеет характерное название: “Вечный фашизм”. Обратимся к некоторым пунктам эссе названного писателя, которые, по-моему, имеют непосредственную связь с Арменией. Итак, по Умберто Эко – одной из стабильных особенностей фашизма является иррационализм. Соответственно, не мужское это дело – думать, нужно всегда действовать, желательно – героически. Фашизму свойственен скептицизм по отношению к интеллектуальному миру: “я не люблю читать книги”. В Советской Армении к людям, обладающим интеллектуальными способностями, относились с некоторым благоговением, впоследствии развитие рыночных отношений естественным образом вытеснило этих людей на задний план. Структура политических партий у нас также полностью соответствует этому принципу: “лидер” обычно не терпит рядом думающих людей, ему нужен “хор” восхищающихся. И частично этим объясняется изобилие партий – “стану первым лицом и тоже буду говорить «эй, холопы — сюда, холопы — туда”.
По мнению итальянского философа, оплотом фашизма является фрустрированный средний класс, пострадавший от какого-либо экономического либо политического кризиса. Большая часть граждан Армении свою жизнь последние 25 лет представляет в качестве некой катастрофы, виновниками которой, естественно, являются власти. Разочарованные, сломленные люди являются чрезвычайно плодородной почвой для распространения тоталитарных идей: “этому народу нужен Сталин”. Отсюда следует и еще одна особенность, о которой отмечает Умберто Эко: сочлены общества должны чувствовать себя оскорбленными, что “враги” мало того — богаче и благосостоятельней, чем они, так еще и выставляют напоказ свою успешность. Он, писатель, вспоминает, как в годы его детства (когда при власти был Муссолини) англичане представлялись как нация, которая питается пять раз в день. В некой стране, в которой средний класс составляет ничтожный процент населения (в такой, как Армения), ничего не стоит спровоцировать ненависть к богачам.
И наконец, одна особенность, которая нам – армянам, свойственна больше всего — поклонение идее заговора, желательно – международного заговора. В “рецепт” фашизма входит то состояние, когда люди должны чувствовать себя в осажденной крепости. Не знаю, насколько Умберто Эко был знаком с историей армянской политической мысли, но мне порой кажется, что “теория заговоров” – это именно армянское изобретение.
…Так что, “Тесаки” могут родиться где угодно, в том числе и на нашей армянской земле, и при “определенном параде планет” таких людей могут и не арестовывать вовсе.
Арам АБРААМЯН