В онлайн эфире “Аравот” тему обсуждают начальник службы по международному сотрудничеству и связям с общественностью Судебного департамента Республики Армения Арсен Бабаян и представитель Палаты адвокатов Ерванд Варосян.
Арам Абраамян: — Осенью прошлого года адвокаты проводили митинги. Одной из тем являлось то, что Апелляционный суд не принимает апелляции, жалобы, возвращает их, не проведя расследования. Сейчас эта проблема решилась, уже расследуют апелляции, или вы больше не предъявляете жалоб?
Ерванд Варосян: — Мы продолжаем, конечно, в соответствии с установленным законом порядком предъявлять жалобы. Однако ситуация, в плане принятия апелляционной жалобы к производству, осталась прежней, никаких изменений не произошло. Конечно, может возникнуть вопрос, почему сейчас нет волны протеста, но я скажу, что в широких адвокатских кругах она и сегодня присутствует. Просто существует вот какая проблема: мы несколько раз шли на этот шаг, но это ни к чему нас не привело. Следовательно в связи с этим также идет дискуссия в самом сообществе адвокатов: может нам сменить тактику, или перейти к каким-то другим акциям, которые возможно и приведут к чему-то?
А.А. – Почему суды остаются безответными, не реагируют на протесты адвокатов?
Читайте также
Арсен Бабаян: — Не согласен с тем, что не реагируют, были проведены две, так сказать, забастовки в 2012 и 2013 годах, в течение всего процесса озвучивались четкие ответы, что все вопросы по принятию апелляционных жалоб со стороны Апелляционного суда установлены законом. Что же касается обоснований по поводу отвержения жалоб, то к этому обратился также Европейский суд, по сути, заявив, что считается достаточным то обоснование, которое дается: предъявленная жалоба не соответствует тому положению закона, в соответствии с которым она должна быть предъявлена. Но говорить, что ничего не изменилось будет не очень-то и правильно, поскольку в последний период были выполнены несколько изменений. В частности, требования связанные с жалобой: отныне в Апелляционный суд может предъявить жалобу только адвокат, в то же время законом требуется, чтобы Апелляционный суд уже более досконально, более полноценно обосновывал свой отказ.
А.А. – Вас не удовлетворяет это изменение закона?
Е.В. – Откровенно говоря, это изменение приведет к тому, что возможно жалоб станет меньше, поскольку отныне гражданин не сможет предъявить жалобу сам, он должен будет обратиться к адвокату. Возможно с точки зрения адвоката это хорошо, что люди будут вынуждены обращаться к нам, однако я думаю, что гражданин может воспользоваться своим правом на апелляцию без адвоката. Все это косвенно сделано с той целью, чтобы количество жалоб, по сути, сократилось, к тому же увеличились требования: увеличить варианты на электронных носителях и так далее, — такое впечатление, что преследуется тенденция чисто механическим образом сократить количество жалоб.
А.А. – Бывает так, чтобы апелляционную жалобу возвращал не Апелляционный суд, а суд первой инстанции, заявляя, что она составлена неграмотно? Это оскорбляет адвокатов?
Е.В. – Нет, возвращение судом первой инстанции, конечно, не оскорбляет, поскольку там ясно отмечается, почему она возвращается.
А.Б. – Просто в суде первой инстанции возвращают жалобы лишь на основании формальной ошибки, скажем, из-за того, что она подписью не соответствует порядку закона, или там нет имени и фамилии и так далее.
А.А. – Конституционный суд, тем не менее, сказал Апелляционному суду: возвращаете – возвращайте, однако обосновывайте. Обосновывают, или нет?
А.Б. – Мы и раннее сказали, что обоснования даются. То есть, то обстоятельство, что в решении Апелляционного суда о возврате отмечается, что представленная жалоба не соответствует закону — это само по себе уже является обоснованием.
Обсуждение полностью подготовил Арам АБРААМЯН
Цикл передач «Лицом к лицу» осуществляется со стороны «Фондов Открытого Общества – Армения». Мнения и аналитические выводы, нашедшие место в этой передаче, отражают мнение участников и не утверждены «Фондами Открытого Общества – Армения» или его Советом. Подготовка этой передачи стала возможной благодаря полной финансовой поддержке «Фондов Открытого Общества – Армения» в рамках Программы поддержки СМИ, грант N18624.