В онлайн режиме тему с газетой “Аравот” обсуждают художница Мариам Мугдусян и писатель Усик Ара.
Арам Абраамян: — Существует такая экстремальная точка зрения, что культурная жизнь у нас мертва, на повестке обсуждений нет вопросов, связанных с культурой, а если и обсуждают что-то из этой сферы, так сериалы – хорошие они или плохие. Есть такое?
Мариам Мугдусян: — Может и есть такое мнение, но по моему глубокому убеждению, здесь есть крайность, поскольку коль существуют еще люди, которые творят и верят в свое дело, и вкладывают в него свою любовь и преданность, то полагаю бессмысленно говорить, что культурная жизнь мертва. Совершенной другой вопрос – способы представления, донесения культуры, и так далее, — вот здесь может сложиться впечатление, что жизнь якобы мертва.
А.А. – Если вы вкладываете в творчество в своей мастерской большую любовь и преданность, но работа тем не менее так и остается лежать в мастерской, то не значит ли это, что дело это мертвое?
М.М. – Существует проблема в плане обеспечения представления искусства, конечно. Отныне это дело – в руках самого деятеля искусства, к сожалению. Но сегодня существует так много способов представить свое творчество и так далее, что творцу самому следует выбирать. Между тем, я придерживаюсь того мнения, что для этого необязательно находиться в галереях, организовывать выставки. Есть разные способы, также и в Интернете: ты можешь написать картину, затем опубликовать ее, и это может предоставить тебе возможности. Со мной произошел такой случай, когда я получила приглашение принять участие в одной европейской программе, после того как опубликовала свои работы в сети.
А.А. – А Вы, тем более, можете публиковать свои произведения в Интернете, Фейсбуке, но это что-то дает культурной жизни?
Усик Ара: — Мы не можем ограничиваться этим, ни в прошлом, ни сейчас. как бы не развивались технологии, к сожалению, бытует мнение, что культурная жизнь мертва. Во времена Советского Союза творческий человек считался идолом, для него возводили пьедесталы. Это было неправильно – превращать в идола писателя, художника или композитора. Затем мы впали в другую крайность: 20-25 лет мы пытаемся в некоторой степени очернить именно творческую личность, представителя интеллигенции. Теперь он превратился в антигероя, что также неправильно, так нельзя, ни одной нации не следует вести себя таким образом, тем более, нашей, — ведь мы считаем себя нацией “мысли”. Интеллигент сегодня как-то вытеснен на задний план: есть интеллигенты-лизоблюды, и есть нормальные интеллигенты. Но сегодня оппозиционных — смело высказывающих свое мнение представителей интеллигенции больше, чем во времена Советского Союза.
А.А. – Вопреки пессимистическим оценкам, скажу, что во время симфонических концертов, оперных спектаклей залы переполнены, во время многих театральных спектаклей – также.
М.М. – Полагаю, что, конечно, для представления высокого искусства это очень хорошо: люди имеют возможность прийти, посмотреть и послушать. Но я поделюсь и противоположным наблюдением. Например, во время выставок мы в основном видим, что подавляющее большинство посетителей – наши приятели, знакомые художники, одни и те же люди, наши друзья. В первый день, когда выставка только открывается, наблюдается людской поток, в остальные дни выставочный зал в основном умирает.
А.А. – Творческие союзы способствуют организации культурной жизни?
У.А. – Эти структуры называют пережитками Советского Союза. Однако приведу один пример. Во время Советского Союза была молодежная секция, затем она исчезла. Когда Левон Ананян был избран председателем Союза писателей, то он восстановил ее, а я в то время стал ответственным членом молодежной секции. Была основа серия “Мутк”, были бесплатно изданы первые работы наверное более 50-ти молодых писателей. Стало быть, союз свою функцию выполняет.
Обсуждение полностью
Подготовил Арам АБРААМЯН
Цикл передач «Лицом к лицу» осуществляется со стороны «Фондов Открытого Общества – Армения». Мнения и аналитические выводы, нашедшие место в этой передаче, отражают мнение участников и не утверждены «Фондами Открытого Общества – Армения» или его Советом. Подготовка этой передачи стала возможной благодаря полной финансовой поддержке «Фондов Открытого Общества – Армения» в рамках Программы поддержки СМИ, грант N18624.