Раффи Петросян – пианист, а также инженер-строитель. Он живет в Торонто (Канада). Всю прибыль от концертов, которые он дал за последние несколько лет, и от продаж двух выпущенных своих CD-дисков, он направил в Армению и НКР для реализации некоторых проектов, в которых принимал участие также и в качестве инженера-строителя. Он также спроектировал и вместе с единомышленниками осуществил работы по реконструкции церкви Святого Киракоса в Тигранакерте (Диарбекир). В 2012-ом в Св. Киракосе Раффи Петросян выступил с программой для фортепиано и впервые после 1915-го в церкви прозвучала армянская музыка. Благодаря усилиям этого армянского патриота отныне в Св. Киракосе регулярно проводятся курсы по изучению армянского языка, а выпускники посещают Армению. Раффи Петросян с удовольствием согласился побеседовать с газетой “Аравот”.
— Как объяснить то обстоятельство, что люди, имеющие армянские корни, в последнее время стали больше говорить о своих корнях и национальной идентичности?
— Да, в последние годы редкие армяне в Турции стали смелее “выходить из тени”, интересоваться, задумываться и говорить о своих корнях. Строительство церкви Св. Киракоса в Диарбекире сыграло большую роль для них и она теперь как магнит притягивает к себе ассимилированных армян, чтобы они приходили, встречались, общались друг с другом, организовались и подбадривали друг друга. Конечно, в последние годы власти Турции предоставляют больше свободы национальным меньшинства, особенно – курдам. Независимые друг от друга некоторые исторические исследования обнаружили, что число (ассимилированных) армян в Турции достигает нескольких миллионов – больше, чем в самой Армении. Но сколько будет среди них сознательных и желающих вернуться к армянским корням – это уже зависит от нашей работы, стимула, который мы им даем и условий в самой Турции. Организованные нами в Диарбекире курсы армянского языка и туры выпускников в Армению, в качестве поощрения за хорошую учебу – это лишь первый наш шаг на пути к этому. Я намерен осуществлять такие поощрительные, стимулирующие программы и в других местах. Например, у меня есть планы организовать в будущем году подобную деятельность в Дерсиме, Муше и особенно — в среде ассимилированных армян амшенцев. Следует признать, что Константинопольский Патриархат и некоторые представители Диаспоры не признают исламизированных армян до тех пор, пока те не сменят веру, не станут исповедовать христианство. По мне, это близорукий подход — судить о степени принадлежности к армянской нации по вере. Эти люди стали исповедовать ислам не по своей воле, а насильно, в результате событий 1915-го их силой заставили принять мусульманство. И сейчас, когда их внуки нашли в себе силы и мужество заявить о себе как об армянах, вопреки тому, что тем самым они подвергают определенному риску свое дело, семью, жизнь; учитывая тот факт, что они проживают в исламской турецкой или курдской среде, совершенно неуместно перед тем, как признать их армянами, требовать от них немедленной смены религии или предъявления документов, доказывающих, что они являются армянами…
— Вы довольно долгое время занимаетесь проблемой Диарбекира. Как зародилась эта идея, в результате которой осуществилась реконструкция церкви Святого Киракоса, начали проводиться уроки армянского языка и так далее?
— Как и мой близкий друг и мой герой Грант Динк, я также являюсь сторонником того, что вместо того, чтобы постоянно думать и говорить о давно “ушедших”, то есть убитых, мертвых жертвах событий 1915-го, следует немного думать и об “оставшихся”, то есть живых, ныне существующих жертвах. Когда началась программа по восстановлению Св. Киракоса, то это произошло с помощью тигранакертских наших друзей, изначально это являлось их целью – увековечить здесь память тигранакертцев с помощью финансирования тигранакертцев из Константинополя и Диаспоры. Я изменил этот подход и задался главной целью: вывести из тени ассимилированных армян, консолидировать их, представить всему армянству, и объяснил в многочисленных своих статьях и на мероприятиях по сбору средств, что и в финансировании этой программы заинтересована вся Диаспора – армяне во всем мире. Конечно, многие армяне выразили сомнение, мол зачем предоставлять средства на строительство некой церкви, которая находится в Турции, среди курдов, и в которую на протяжении долгих лет не ступала нога армянина. Однако, вот – спустя три года церковь была восстановлена и в Диарбекир вновь возвращается армянство. Более ста тысяч ассимилированных армян проживает в одном только Диарбекире. Св. Киракос стала не только религиозным местом, но и культурным центром армянской истории, музыки и других искусств. Должен сказать, что сразу после открытия церкви я как пианист в ее стенах дал концерт армянской музыки в сентябре 2012-го (впервые после 1915 года здесь звучала армянская музыка). Около 400 ассимилированных армян и гостей из Диаспоры присутствовали на этом концерте. Одна 11-летняя курдская девочка, которая принимала участие в занятиях по изучению армянского языка, спела две армянские песни. Этот концерт помог нам также приобрести колокола для колокольни церкви. Больше религии, необходимо распространять армянский язык и культуру, организовывать туры ассимилированных армян в Армению, а также организовывать культурные туры из Армении – в Диарбекир и другие места Западной Армении (Восточной Турции), распространять армянскую музыку, песни и танцы для того, чтобы ассимилированные армяне увидели, узнали и начали задумываться о своих корнях, смело и открыто заявлять о том, что являются армянами. Многие здесь хотели бы и должны хотеть учиться в Армении, изучать армянский язык, изучать тюркологию и другие материалы, и установить диалог между Арменией и Турцией, между армянским, турецким и курдским народами.
— Скоро будет отмечаться столетняя годовщина Геноцида армян, какие упущения, ошибки допустили Армения и Диаспора в этом контексте, и как преодолеть синдром жертвы геноцида?
— Геноцид и все уродливые последствия имели место в Турции. Уверен, что и решение должно быть принято в Турции. Уверен, что с помощью диалога, сотрудничества ассимилированных армян с либеральными курдскими и турецкими неправительственными организациями, влияния — даже если правительство будет и дальше отрицать — на общественность с помощью разделяющих нашу – армянскую точку зрения, известных людей, формирующих общественное мнение (opinionmaker), мы должны суметь изменить ситуацию и надавить на Турцию, Парламент, медиа-средства, дабы публикации об истинной картине событий 1915-го вышли в свет в Турции. Я уверен, что вместо того, чтобы умолять правительства иностранных государств признать геноцид, намного важнее и полезнее как для прошлого, так и для будущего, организовать ассимилированных в Турции армян.
— Какие отзывы Вы получаете после публикации Ваших статей в журнале ArmenianWeekly?
— Мои статьи вообще дают хорошие результаты, многие публикуются в социальной сети Фейсбук, в других меди средствах онлайн – читателям из Армении и Диаспоры. Конечно, некоторые и критикуют, особенно те, кто разделяет мнение, что “Армянин обязательно должен быть христианином”, или точку зрения, согласно которой “Ассимилированные армяне – не являются реальностью, они вредны для нас, они помогали туркам предать забвению Геноцид”… Получаю также письма с угрозами, в которых некоторые фанатики меня шантажируют и предъявляют требования.
Беседу провела Гоар АКОБЯН