Председатель Комиссии НС НКР по внешним отношениям Ваграм Атанесян не считает разумным подход партии “Жарангуцюн”.
— В повестку предстоящей сессии НС РА фракция “Жарангуцюн” пытается вновь внести проект о признании НКР. “Сегодня появились новые политические реалии: вам всем известно, что как в связи с евроассоциативностью, так и в связи с Таможенным/Евразийским союзами, существует четкое разделение, согласно которому НКР не имеет отношения ни к какому из союзов, в состав которых войдет Республика Армения”, — такое обоснование представил глава фракции Рубен Акобян. Он также заявил, что фракция намерена обсудить с парламентской Четверкой и властями НКР вопрос о внесении данного проекта в повестку сессии НС РА. Вы в этом предложении “Жарангуцюн” видите здравое звено?
— Нет. Что значит заявлять, что раз ни Таможенный союз, ни Европейский союз не считают Нагорный Карабах территорией Армении, то значит Республика Армения должна признать независимость НКР? Армения, стало быть, должна таким вот образом противостоять странам-членам ТС или ЕС? Признание независимости Арцаха не должно приводить к новой эскалации, а должно стать гарантией мира и стабильности.
— После сочинской встречи президентов, на карабахском фронте, как-будто, стало потише — не только в плане стрельбы, но и в плане эксцентричных заявлений с азербайджанской стороны. Как долго продлится это затишье?
Читайте также
— Не могу сказать, сколько оно продлится, но за нынешнюю ситуацию на линии соприкосновения вооруженных сил сегодня мы обязаны не сочинской встрече, а армянским вооруженным силам, высокая боеготовность которых развеяла в прах все надежды и агрессивные действия азербайджанской стороны. Предполагается, что понесенные потери заставят Баку впредь не пытаться “испытывать” свою армию.
— Какие развития в вопросе НКР ожидаются в сложившейся геополитической обстановке?
— Томас де Ваал, который считается авторитетным экспертом в вопросе НКР, считает, что сегодня мир озабочен совершенно иными проблемами. Это реалистичная оценка. Едва ли можно ожидать каких-либо серьезных развитий. По всей видимости, посредники попытаются осенью организовать еще одну встречу между президентами Армении и Азербайджана. Если это им удастся, то ситуация, возможно, сбалансируется.
— Какое у Вас сложилось впечатление от заявлений, которые прозвучали после трехсторонней встречи президентов в Сочи, возможно ли, чтобы РФ превратила вопрос карабахского урегулирования в свою монополию, вытолкнув тем самым Минскую группу?
— Об этом много говорят в последнее время, но я думаю, что эти прогнозы преувеличены. Кажется, что и сама Россия не имеет такого желания. Просто некоторые аналитики пытаются напряженность в отношениях Запад-Россия “переместить” в контекст карабахского вопроса, но следует надеяться, что Запад и Россия проявят себя достаточно сдержанно, дабы не создавать нового повода для дипломатического противостояния.
— В чьих руках находится ключ решения карабахского вопроса, почему стороны не могут достичь согласия, мира? Кому выгодна задержка установления мира?
— Искать ключ к урегулированию в Москве, Париже или Вашингтоне – бесплодное занятие. Ресурсы для перемирия и достижения согласия, также как и ресурсы для сохранения враждебности – находятся в руках конфликтующих сторон. К сожалению, Баку всегда и везде выступает с демонстрацией враждебности, чем и усиливает недоверие по отношению к своей стране. Следует принять, что вопрос не имеет военного решения и двигаться вперед таким образом, чтобы ресурсы обоюдного доверия увеличивались. Нельзя судьбы людей, судьбы народов подчинять реваншистским претензиям, так, как это делают в Баку. Элиты, в самом деле, должны подготавливать людей к всеобъемлющему, справедливому и максимально продолжительному миру.
— После встречи президентов некоторые российские, а также армянские политические и аналитические круги озвучивали обвинения в адрес Запада, в связи с тем, что он воодушевлял и поддерживал Азербайджан, когда тот осуществлял диверсионные действия на границах Армении. Были мнения и обвиняющие Россию, согласно которым, за всем этим стояла Москва. На чьей стороне правда, по Вашему мнению?
— Несомненно, в эскалации, которая имела место в конце июля — начале августа можно заметить роль “третьей руки”, но это вопрос не информативности аналитиков или политологов, а расследования, специальных служб, дипломатов. Мы можем констатировать факт: Ильхам Алиев длительное время отвергал предложение Франции организовать встречу президентов Армении и Азербайджана, однако очень быстро согласился отправиться в Сочи. Примечательно также, что до того, как прибегнуть к военной авантюре, азербайджанские власти ударились в беспрецедентный поход против правозащитных организаций и отдельных лиц, а пресса представляла их в качестве “занимающихся шпионажем за счет западных грантов в пользу Армении”. Вывод может быть обманчивым, следовательно оставляю его на усмотрение читателя.
— Аркадий Тер-Тадевосян заявил, что мы защищались довольно долго и настало время нанести превентивный удар по Азербайджану. Существует ли с военной или политической точек зрения некая перспектива в этом предложении?
— Даже пребывая в отставке генералы рассуждают по законам военного времени. В этом смысле г-н Тер-Тадевосян, конечно, рассуждает правильно. С военной точки зрения это не только привлекательный, но и совершенно реалистичный подход. Однако необходимо учитывать также и фактор политических последствий. Во всех случаях, мы довольно долго не отвечаем в том числе и на постоянные угрозы с азербайджанской стороны, так что давайте рассматривать состоявшуюся 26-го августа пресс-конференцию Аркадия Тер-Тадевосяна прежде всего в плоскости “информационной войны”.
Беседу провела Нелли ГРИГОРЯН