Почему армяне «сбиваются с пути» на армяно-азербайджанской границе и в конечном итоге оказываются в плену?
Информацию о том, что 53-летний житель Ноемберяна Саркис Ананян пересек армяно-азербайджанскую границу и оказался в азербайджанском городе Казах, уже подтвердила Международная организация Красного Креста. А его знакомые рассказали прессе, что у него была склонность к выпивке, а когда он проживал в России, то еще и страдал галлюцинациями. Следует отметить, что у пересекшего армяно-азербайджанскую границу и оказавшегося в азербайджанском плену нашего соотечественника, как освещалось в СМИ, или имелись психические проблемы, или он находятся под воздействием алкоголя. Почему мы постоянно сталкиваемся с той же проблемой, в чем причина, что только граждане Армении могут заблудиться на границе и попасть в плен к азербайджанцам? Вокруг этих вопросов мы побеседовали с попечителем Фонда «Зоракн», организатором «Школы военно-политических исследований» Кареном Вртанесяном.
По его словам, такая проблема существует не только у нас. Он привел в пример азербайджанскую семью, сдавшуюся несколько месяцев назад Армении. На наше замечание, что в нашем случае, согласно официальной информации, наш гражданин просто заблудился на государственной границе, Карен Вртанесян ответил, что полностью границу перекрыть какими-либо средствами невозможно, это было невозможно даже во времена Советского Союза, когда страна являлась могущественной и имела ресурсы, чтобы сделать это: «И даже при их наличии не представляется возможным проконтролировать каждую деталь, каждый камешек, – говорит он. – Конечно, я считаю, что работа прежде всего должна вестись с местным населением, проводиться разъяснительная работа, следует объяснить, как надо поступать, если кто-то вдруг заблудился. Для меня непонятно, как такое возможно, чтобы в течение трех месяцев два члена одной и той же семьи из довольно далекого от границы села пересекли границу и оказались у азербайджанцев. Наверное, нужна разъяснительная работа, поскольку чисто механическое перекрытие, протягивание какой-то проволоки, проблему не решает».
Карен Вртанесян считает, что желаемых результатов может не дать даже и разъяснительная работа. «К сожалению, есть очень много людей, которые настолько оторваны от реальности, что донести до них ничего невозможно. Пока они сами лично «не обожгутся», не сунут руку в огонь – не поймут. Ну, теперь у одного психические проблемы, в других случаях есть какие-то иные проблемы, по крайней мере, с нашей точки зрения, эти люди не были настолько адекватными, и объяснять неадекватному человеку – это можно, а это нельзя, очень сложно», – отмечает Карен Вртанесян.