«Я неоднократно говорил, что «четверка» не представляет собой единый организм. «Четверка» является временным объединением различных политических партий, с разными идеологиями и имеющими разные представления о проблемах, чья основная задача сформулирована в повестке и посвящена вопросам, получившим одобрение на основе общего консенсуса», – такое определение дал «четверке» депутат от фракции АРФД Арцвик Минасян, коснувшись в беседе с Аravot.am вопроса об имеющихся в «четверке» разногласиях. Как отмечает депутат: «В вопросе экономической политики обсуждения проводились не раз. Но, как видите, исповедующие разные политические взгляды и принципы силы не могут давать одинаковое решение проблемам. Различные политические партии имеют разные представления о роли государства и о степени свободы частного сектора.
Мы предполагаем активную роль государства, а другая партия, которая является либеральной силой, представляет крайне пассивное участие государства, вплоть до полного отстранения. А по представлению третьих, носителей либерально-социалистических взглядов, государство должно участвовать насколько, насколько это необходимо в плане регулирования экономики. Другие рассматривают вопросы только в национальной плоскости. И это проблема, которую надо преодолеть. Каждый должен суметь представить хотя бы свое виденье, обнародовать его, после чего произойдет соединение и сопоставление видений, выделение общих пунктов. В этом вопросе полноценного сотрудничества в «четверке» пока что нет».
На наше замечание, что при каждой подобной инициативе общество начинает связывать надежды и воодушевляться каждой фотографией, свидетельствующей о сотрудничестве, а затем ничего не происходит – если нет ничего связывающего эти четыре силы, то какой смысл во всем этом, – г-н Минасян ответил так: «Проблема кроется в подходе, при котором наше объединение не рассматривают в правильном ракурсе. Все хотят, чтобы мы были едины, но каким бывает такое единство, никто не представляет. Как только мы вступаем в практическую плоскость, каждый начинает обвинять других за свой провал в вопросе единства. В реальности, каждая партия, которая стремится к единству, должна отложить в сторону свои амбиции и следовать цели. В том же вопросе конституционных реформ – мы уже более 20 лет требуем этих конституционных изменений. С нашей точки зрения, это принципиальный вопрос, и эта идея у нас не претерпела изменений ни сегодня, ни вчера, ни тогда, когда АРФД входила во власть, ни тогда, когда она являлась радикальной оппозицией. Для нас этот вопрос является принципиальным. Для других сил это может быть всего лишь тактикой, но тактика никогда не может заменить стратегию. Если ты стремишься к этой цели, то от того, в процессе ты сначала зайдешь и выйдешь через погреб или отправишься в пекарню, а потом вернешься на это же место – это может существенно отвлечь от цели».
На наш вопрос, теперь что же, на этом и развалилась «четверка», Арцвик Минасян ответил: «А что случилось с четверкой, чтобы она развалилась? Такой проблемы в данный момент, думаю, нет. Есть некоторые разногласия по двум принципиальным вопросам. Первый – вопрос накопительных пенсий, следует ли его обжаловать в КС или нет. Может быть многие считают это техническим или тактическим вопросом, я же считаю, что это не принципиальный вопрос. Если мы были искренни в своей борьбе, значит, надо идти до конца, чтобы исчерпать все официальные структуры. Второй вопрос – это конституционные реформы, где, да, восприятия различаются четче. Мы остаемся при своем прежнем мнении и считаем, что основа системных изменений – Конституция, закрепленные конституционные положения, которые или не целостны, или несовершенны».
Читайте также
Арцвик Минасян считает, что конституционные изменения не устранят всех проблем, но надо совершить этот необходимый первый шаг, чтобы в стране можно было осуществить системные перемены: «Люди, которые не придают важности этому вопросу и связывают вопрос исключительно со сменой личности, значит, эти люди и политические силы хотят всего лишь сами оказаться в том статусе, в каком находятся действующие власти. Заменить не систему, а заменить тех на себя. И когда начинаешь изучать лексику выступающих агрессивно против реформ, понимаешь, что в этих переменах они не замечают не то чтобы преобразование государства, а они не видят в этом самих себя. Проблема в этом».