Вашингтон не отстает от Путина: сочинской трехсторонней встрече последовали переговоры под покровительством госсекретаря США
Саммит НАТО, состоявшийся 4-5 сентября на юго-западе Великобритании в уэльском городе Ньюпорт при участии глав 28 стран-членов альянса, был по сравнению со всеми предыдущими, более примечательным.
В этом году саммит проводится на фоне аннексии Крыма Россией и российского вторжения на восточном направлении Украины. “Североатлантический альянс стоит перед проблемами изменившегося мира. Не надо иметь иллюзий. Россия не считает нас своим партнером. Россия считает нас своим соперником, нам следует принять это”, — в преддверии саммита заявил генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. А президент США Барак Обама перед саммитом направил Москве четкий месседж: США – самый мощный член НАТО, придет на помощь странам Балтии в случае внешней агрессии. С адресованного Кремлю сигнала о том, что НАТО будет защищать всех своих партнеров, в том числе – непосредственных соседей РФ, начался саммит НАТО.
Армения приняла решение участвовать на саммите НАТО на уровне президента страны. Это, на фоне интеграции в Евразийские программы, — довольно важный шаг, даже — неожиданный, если принять во внимание то обстоятельство, что на предыдущих саммитах С. Саргсян не участвовал. Свое решение не принимать участия на саммите НАТО в Лиссабоне в 2010 году С. Саргсян мотивировал обобщенными формулировками, которые были использованы в провозглашенной в рамках саммита декларации о решении южно-кавказских конфликтов – по этой же причине он не участвовал на саммите альянса в Чикаго в 2012 году.
Читайте также
Со стороны являющейся частью ОДКБ Армении участие на самом высоком уровне в таком мероприятии как саммит НАТО, в то время как РФ находится в беспрецедентных противоречиях с ведущими странами североатлантического альянса, является само по себе событием примечательным.
В своем выступлении Серж Саргсян сделал любопытные намеки по поводу документа, который должен быть принят в рамках саммита НАТО: “Есть два варианта: либо будет принята лексика единственной специализированной международной структуры – Минской группы ОБСЕ, которая предлагается и поддерживается странами-сопредседателями, здесь – в лице США и Франции, либо вновь пройдет лоббинг другой страны-члена, желающей спасти лицо соседнего с нами диктатора в глазах собственного народа, что, уверяю вас, ни к чему хорошему не ведет. Либо победят здравый смысл и стремление к миру, либо вновь останутся молчаливо поощренными углубление ксенофобии, риторика войны и отнимающие человеческие жизни все будущие провокации, на которые так легко идет не придающий какой-либо ценности жизни собственного солдата и окрыляемый подобными бумагами Азербайджан.”
Намек был крайне прозрачен: перед тем, как отправиться в Уэльс новоизбранный президент Турции Эрдоган во время встречи с президентом Азербайджана в Баку заверил последнего, что отношения между Турцией и Арменией нормализуются только после того, когда разрешится существующее противостояние между Арменией и Азербайджаном, а затем заявил, что Карабахский вопрос будет включен в повестку саммита НАТО, и Турция на саммите напомнит о необходимости сдерживать обещания, которые альянс в свое время дал Азербайджану. Эрдоган сдержал свое обещание – с трибуны НАТО он, вторя требованиям “младшего брата”, выступил о Карабахском вопросе.
4-го сентября под эгидой госсекретаря США Джона Керри состоялась встреча между Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым. На трехсторонней встрече в Уэльсе, в отличие от переговоров в Сочи, в ходе которой за столом сидели лишь президенты трех стран, — принимали участие также американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик, помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктория Нуланд, министры иностранных дел Армении и Азербайджана. Госсекретарь США Керри подчеркнул о безальтернативности мирного урегулирования конфликта, о необходимости исключения эскалации и призвал стороны найти механизмы для смягчения напряженности и установления обоюдного доверия. Государственный секретарь США также отметил о важности продолжения переговоров в формате МГ ОБСЕ и заявил о своей готовности содействовать нахождению путей для мирного урегулирования.
При поддержке Запада, вероятно, будет организована еще одна трехсторонняя встреча.
Из сообщения в связи со встречей Сержа Саргсяна с президентом Франции Франсуа Олландом, стало известно о том, что обсуждался вопрос о планируемой встрече президентов Армении и Азербайджана по инициативе французской стороны. Определенно: после трехсторонней встречи в Сочи, решено отобрать из рук Путина “руль” урегулирования Карабахского вопроса.
Таким образом, участвуя на саммите НАТО, Серж Саргсян осуществил два важных шага: сохранил роль МГ ОБСЕ в урегулировании на будущее и впервые со столь высокой трибуны назвал президента Азербайджана “диктатором”, а новую власть Турции — защитницей Алиева.
А план Эрдогана по защите в Уэльсе “младшего брата”, пожалуй, считать выполненным не стоит, поскольку, во-первых, в декларации НАТО вообще отсутствует выражение “Карабахский конфликт”, а во-вторых, фрагмент о поддержке, оказываемой странам Южного Кавказа, довольно уравновешен, поскольку там упоминается о принципах международных правовых норм, Заключительного Хельсинкского акта. В декларации НАТО отмечается, что страны, являющиеся членами альянса, продолжают являться сторонниками сохранения территориальной целостности Армении, Азербайджана, Грузии и Молдовы, а также независимости и суверенитета этих стран: “Мы будем продолжать поддерживать усилия в направлении мирного урегулирования конфликтов на Южном Кавказе и в Республике Молдова, на основе принципов и норм международного права, Устава ООН и Хельсинкского Заключительного акта. Мы призываем все стороны конструктивно и с усиленной политической волей вовлечься в процесс мирного разрешения конфликтов, в пределах установленных рамок переговоров”, — говорится в декларации.
Напомним, что тремя основными принципами Хельсинкского Заключительного акта являются: территориальная целостность, неприменение силы, право народов на самоопределение.
Возможно, декларация НАТО не совсем оправдала ожидания Сержа Саргсяна, но она и не такая, какой ее желали видеть Эрдоган и Алиев.