Когда Александр Коржаков был начальником охраны Бориса Ельцина, то он занимался многочисленными кадровыми, политическими и особенно — экономическими (связанными с приватизацией, собственностью) вопросами. Один из журналистов в то время его спросил: Вы же охранник, какое Вам дело до всего остального? А Коржаков ответил, что он не охранник, а начальник департамента безопасности президента, а политические и экономические вопросы страны входят в систему защиты президента, как института.
На определенном этапе становления в постсоветских странах полномочия “силовиков” вышли за рамки своих непосредственно профессионально-должностных обязанностей и охватили иные, не имеющие к ним непосредственного отношения, сферы. Не знаю, можно ли избежать этого в принципе, но чем раньше преодолевается этот период, тем лучше. И у нас, если помните, было не министерство обороны, а “ведомство спарапета”. А не очень современное слово “спарапет”, которое используется по сей день, опять же заимствовано из “гайдук-фидаинского” лексикона.
Нисколько не умаляя героизм и колоссальные заслуги Вазгена Саргсяна в наших победах в Арцахсакой войне, все же напомню, что именно в результате переданных ему или, скорее — “завоеванных” им сверхполномочий он по крайней мере дважды – в 1996 году и в 1998 году — “решил вопрос власти”. Между тем этот вопрос должны решать избиратели, что в Армении до сих пор не получается.
В этом плане мы многое преодолели: защитники общественного порядка и борцы с преступностью сейчас работают в полиции — не в министерстве внутренних дел, а глава полиции официально не является членом какой-либо политической команды. Министерством обороны руководит профессионал, который сконцентрирован на одной из наиважнейших задач государства – защите наших границ, и не затрагивает политические темы.
Читайте также
Остается лишь, чтобы и полиция окончательно деполитизировалась. Для этого ведомства должно быть неважно, кто именно проводит митинг или демонстрацию – власть, оппозиция, демократы, коммунисты, фашисты, патриоты или предатели и так далее. Функция полиции заключается в обеспечении безопасности граждан и соблюдении их прав, — будь то политическое мероприятие, футбол или, скажем, концерт Арменчика.
И пора нам уже отказаться от очередного постсоветского архаизма — “силовые ведомства”. Это словосочетание пожалуй подразумевает неограниченное применение силы. В то время как применение силы должно быть жестко ограничено. Законом, безусловно.