Всякий раз, когда 21-го сентября произносят традиционные слова о “вековой мечте”, “исторической земле” и “поколении независимости”, я вспоминаю вопрос, который задал мой отец в 1965 году, когда люди вышли на улицы города, “требуя земли”. Он спросил: “А если нам эти земли вернут, то и на этих землях будет царить такой же беспорядок и неорганизованность, которые царят сегодня в Армении?”
Следуя той же логике, предположу, что сегодня вопрос заключается вовсе не в том, какой именно частью наших исторических территорий мы владеем, или в какой степени реализовалась наша вековая мечта. Двадцать три года назад мы получили возможность создать свое собственное государство, которое все еще не состоялось. Что нужно для того, чтобы оно состоялось – вот в чем вопрос. Этот вопрос для меня имеет следующую “интерпретацию”: почему, например, немцы считают для себя вопросом чести выполнять все требования законов и заставляют представителей других национальностей, проживающих в их стране, поступать аналогичным образом, а армяне – жители Армении считают вопросом чести всячески обходить закон? И не только закон, но и любые принципы.
Приведу аллегорический пример. Предположим, организуется некий званный ужин и заранее объявляется, что все присутствующие должны явиться в белых сорочках. Немец либо придет на мероприятие в белой сорочке, либо — если у него нет такой сорочки или ему в принципе не нравится эта идея – вообще не придет на ужин. Армянин же попытается добиться того, чтобы для него – исключительно для него одного – было сделано исключение: “А можно я приду в слегка полосатой сорочке?”, “А ничего, если моя сорочка будет самую малость подрозоватой?” В оправдание своей исключительности приводится миллион реальных и фантастических, убедительных и вовсе неубедительных аргументов. В результате все приходят в разноцветных рубашках, а то и вовсе без оных. В тот самый момент, когда делается одно единственное исключение, то перестает действовать любой закон, перестает существовать любой принцип.
Выход, стало быть, лишь в строгом, без каких-либо исключений, следовании букве закона. А то ведь мы в курсе, во что это превращается в обратном случае: “Погос нарушил закон, так ведь он же братан наш, он из нашей команды, он ведь воевавший парень, он из Движения, должны же мы его поддержать!” Или: “Подумаешь, Раффи! Да кто он такой вообще, какой из него президент? Надо сделать все, чтобы он не стал президентом.” (Но опасность неудачного президентства Раффи в сотни, тысячи раз компенсировалась бы его легитимностью). Или: “Как же достали своими радарами! Почему, например, вот здесь должен быть знак ограничения скорости до 60 км/ч?!” Если большинство граждан, — начиная, конечно, с представителей власти, — спят и видят как можно нарушить закон и при этом “улизнуть” от ответственности, то, это, по-моему, является главным индикатором отсутствия государства.
…А из-за “однотипных сорочек” (повторю – это аллегория) индивидуальность вовсе не нивелируется. Наоборот, так даже лучше видно, что скрывается под этой сорочкой.
Арам АБРААМЯН
оттадут земли ,на баграмян 26 будет при любы выборах сидеть будет или курд или турок.
вот настоящая цель признания геноцида 9 мл курдов-турок—- 3 мл армян
согласны?
думаю нет .так не надо говорить вообще ,что 15 году наших бабушек сестер насиловали это стыдно и позорно
нужно быть такими сильными чтоб они говорили и сожалели.А в роли жертвы,времена другие